Найти тему
Море Ясности

Живём ли мы в "матрице" - 1: артефакты, эйдосы и неизбежность освоения космоса

Оглавление

Возвращаясь к теме, живём ли мы в симуляции - некоей "матрице", искусственной "вычисленной" реальности. Вообще-то, если непредвзято посмотреть на наш мир, то некоторые признаки этого просто-таки лезут в глаза...

Это в продолжение темы, затронутой тут:

"С точки зрения здравого смысла: создана ли наша Вселенная искусственно?"

Гипотеза симуляции  — философское положение о том, что реальность является симуляцией (чаще всего предполагается, что это компьютерная симуляция). Чтобы симуляция выглядела реалистично для реципиента, программа подстраивается под его восприятие, формируя материальные объекты, разум и сознание реципиента.

Подойдём к проблеме с чуть иной точки зрения. С противоположной стороны, так сказать.

Поставим себя на место создателей симуляций. Предположим, что мы хотим сделать убедительную симуляцию реальности, которая, с одной стороны, должна быть максимально масштабной (для убедительности), с другой же - мы хотим сэкономить вычислительные мощности (ресурсов всегда не хватает...). Как тогда должен выглядеть симулируемый мир изнутри?

Как сочетать масштаб и экономию ресурсов?

Прежде всего, этот мир должен быть на первый взгляд очень большим. Но при этом на практике по каким-то убедительным причинам обитаемая его часть - Ойкумена, скажем - должна быть относительно маленькой: основное пространство Вселенной должно оставаться только "картинкой".

В самой же обитаемой Ойкумене, фактически, должно существовать прекрасно просчитанное и проработанное "Ядро", окружённое несколькими слоями "зеркал". То есть отдалённые регионы должны в основном представлять собой не что-то принципиально новое, а "отражения" разных элементов Ядра.

При этом к разным "отражениям" могут быть "приделаны" отдельные "флажки", благодаря которым те будут выглядеть существенно по-разному. Но это будут именно что "внешние" различия, суть объекта или явления не затрагивающие ("игры" разные, "движок" - общий).

Чтобы это всё совсем уж не бросалось в глаза, в мир должны быть вставлены отдельные уникальные "опорные" базовые элементы - уникальные, но существенно проще Ядра, так же обрастающие "отражениями". Назовём их по-платоновски - "эйдосами".

То есть основная часть объектов в мире должна быть легко классифицируема на то, отражениями чего они являются. Между эйдосами и Ядром возникает "интерференция": то есть, фактически, отдалённые от Ядра реалии мира представляют собой некий "микс" ("суперпозицию") отражений Ядра и эйдосов. Но при том, если абстрагироваться от "флажков", легко понять, каких именно.

Похоже ли это на наш мир?

Статья что-то разрослась, поэтому пока ограничимся масштабами Вселенной - космосом (непосредственно Землю рассмотрим чуть позже).

Вселенная как "картинка"

Если рассуждать в масштабе Вселенной, то Ядро для нас - это Земля. Солнце необходимо для ей обогрева. А вот всё остальное - это или элементы "внешней картинки" (то, что заведомо недостижимо), или отражения эйдосов (ограниченного числа базовых моделей).

Вселенная наша формально очень велика, но на практике - из-за ограниченности скорости света и огромности межзвёздных расстояний - иные звёзды гарантированно "выпадают" из Ойкумены. Чисто теоретически однажды может появиться возможность межзвёздных путешествий, но, учитывая их трудоёмкость и продолжительность, просчитывание новых локаций можно растянуть на большой промежуток времени (тем самым обойдясь меньшими вычислительными ресурсами). То есть по этому пункту - Вселенная колоссальна в теории, но довольно ограничена по масштабам на практике - наша реальность вполне подпадает под критерии симуляции.

Далее учитываем, что просто "нарисовать" объекты авторы симуляции не могут: их "нарисованный" мир должен быть внутренне непротиворечив и логичен, иначе это обнаружат населяющие его разумные существа. То есть, несмотря на то, что Землю и Солнечную систему авторы "рисуют", для нас они должны выглядеть, как развивающиеся по своей внутренней логике - нигде не нарушающейся. В нашей реальности могут происходить умеренно маловероятные события, но не более.

Солнечная система: основные эйдосы

Итак, рассматриваем Солнечную систему. В масштабе космоса она - наша Ойкумена, а всё остальное пока что де-факто - "внешняя картинка". Выглядит ли Солнечная система так, будто составляющие её объекты - лишь отражения Земли (Ядра) и немногочисленных эйдосов?

Боюсь, именно так дело и обстоит.

Планета Земля как Ядро

Прежде всего, обратим внимание на то, что Земля - объект очень сложный. Она обладает атмосферой и гидросферой, то есть поверхность планеты крайне изменчива.

Атмосфера Земли - классический пример хаотической системы, состояние которой просчитать наперёд за пределами весьма короткого временного промежутка принципиально невозможно. Именно поэтому невозможно долговременное предсказание погоды. То есть погода в симуляции должна рассчитываться по некоему генератору случайных чисел, при этом она требует постоянных серьёзных вычислений и моделирования.

Гидросфера - более устойчивая среда. Однако её взаимодействие с атмосферой и с сушей - тоже весьма сложный процесс. Самое главное, что это всё происходит на глазах разумных существ, то есть генерировать это всё приходится "по полной программе", максимально подробно - ни на чём не сэкономишь.

Поверхность суши - тоже непростая текстура: меняется в зависимости от погоды, времён года, от химических, физических и биологических воздействий (металлы корродируют, камни выветриваются, дерево гниёт...). Плюс на суше - множество очень разных локаций (море же гораздо менее изменчиво).

Но это понятно: Ядро есть Ядро, тут приходится потратиться. На чём же можно сэкономить?

На остальной части Солнечной системы: число эйдосов, отражения которых её составляют, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки.

Эйдос 1: газовый гигант

Планеты-гиганты радикально отличаются от Земли. Их базовая модель, несомненно, требовала детального расчёта, но не факт, что она так уж сложна: это газ, на глубине переходящий в сверхкритическую жидкость, на ещё большей глубине - в "металлическую" форму. Ну да, надо просчитывать модель атмосферы, но там процессы примерно однотипны с процессами в земной атмосфере, которую в любом случае надо просчитывать, то есть исходная схема уже имеется.

Кроме того, метеорология планет-гигантов весьма стабильна: юпитерианское Большое Красное Пятно - это атмосферный вихрь, функционирующий уже как минимум несколько столетий. Никакого сравнения с изменчивостью земной атмосферы!

Большое Красное Пятно - "глаз Юпитера"...
Большое Красное Пятно - "глаз Юпитера"...

Жизнь земного типа в таких условиях невозможна, так что при "прорисовке" разных планет-гигантов можно обойтись без подробностей (наблюдать "изнутри" за ними некому). Надо лишь чуть-чуть добавлять деталей по мере развития средств наблюдательной астрономии землян.

Что особенно важно, отражения этого эйдоса - такие же планеты - "раскиданы" и вне пределов Солнечной системы (большая часть открытых экзопланет относится к этому типу). Ну да, это часть "внешней картинки", но сделать её несложно, и она поддерживает ощущение Большой Вселенной.

Эйдос 2: безатмосферный планетоид

К этому типу относится множество объектов: Луна, Меркурий, многие из спутников планет и крупных астероидов. Он, в общем, прост: поверхность статична, кратерирована по генератору случайных чисел. Различия в температуре и силе тяжести могут быть большими, но это - "флажки", поставленные, чтобы разные отражения этого эйдоса отличались друг от друга.

Имеется, грубо говоря, только камень - и космос. Расчёт параметров явно не особенно сложен.

Эйдос 3: ледяной планетоид

В основном это ледяные спутники планет и объекты пояса Койпера из числа крупнейших: Ганимед, Плутон и пр. Это, в общем, те же каменные планетоиды, но покрытые мощным слоем воды/льда. Тоже довольно простые объекты: поверхность "текучая", сглаженная. Подлёдный рельеф, если он и не "сглажен", всё равно не виден, и человечество изучит его ещё нескоро (то есть на детальный расчёт можно пока не тратиться).

Отражения этого эйдоса различаются по размерам и по соотношению льда и камня в составе. Также у них есть такой параметр, как "активность": внутренняя среда может быть жидкой, поэтому вода и пар иногда - в соответствии с легко просчитываемым гравитационным и/или радиоактивным нагревом - могут вырываться вовне, то есть может наблюдаться криовулканизм. Это несколько усложняет модель, но вполне в пределах допустимого.

Также, в связи с тем, что многие подобные объекты расположены на большом расстоянии от Солнца, на некоторых из них может существовать очень слабая атмосфера - периодически застывающая. Это делает их поверхность несколько более изменчивой. Однако все процессы там идут крайне медленно, а сами такие объекты столь далеки от Земли и столь тусклы, что детальный расчёт их проводить и не нужно пока.

Эйдосы 4 и 5: малые астероиды и кометные ядра

Небольшие каменные объекты, слишком мелкие, чтобы быть отражениями эйдоса 2, формируют основную часть малых тел. В качестве переменного параметра добавляется форма (отличная от сферической) и вводится дополнительная типология по химическому составу.

Кометные ядра - примерно то же самое, но это, скорее, "микровариант" эйдоса 3. К сложной форме и различиям в химическом составе добавляется способность испаряться при приближении к Солнцу. То есть - порождать характерный "кометный хвост", а также - при разрушении - и метеорные потоки. Сам по себе расчёт динамики кометного ядра не самый простой, но по большинству параметров кометы однотипны.

Таким образом, вроде бы подавляющее большинство объектов Солнечной системы вполне стереотипны - и могут рассматриваться, как, так сказать, "нарисованные для массовки". Это вполне подтверждает гипотезу симуляции.

Но неужели во всей планетной системе нет объектов, которые были бы достаточно уникальны для того, чтобы их наличие не вписывалось в эту простую схему? Помимо Земли, разумеется?

Подобные артефакты есть. Рассмотрим их.

Солнечная система: артефакты

Существуют и несколько уникальных объектов, которые очевидно потребовали более серьёзной дизайнерской и вычислительной работы. Иногда они похожи на "интерференцию" нескольких эйдосов, иногда - это явно единичные объекты (аналоги которых, возможно, будут обнаружены потом, во "внешней картинке" за пределами Солнечной системы).

Ио: вулканический ад

Ио - спутник Юпитера - очень вулканически активный объект. Аналогов он не имеет. Нечто подобное творится разве что иногда в некоторых районах Земли. По сути - это "голое" ядро ледяного планетоида, утратившего лёд из-за особо активного его испарения. То есть, возможно, это случайный сбой в программе: ну вот именно так этот объект эволюционировал. Был отражением эйдоса 3, но, исходя из получающегося нагрева, должен был потерять летучие вещества - вот так и вышло...

Но проблема в том, что расчётов Ио требует довольно серьёзных: поверхность изменчива, причём аналогов у неё нет, то есть расчёты надо вести лишь ради одного этого объекта. И авторы симуляции вполне могли его убрать, если не хотели тратить лишние вычислительные мощности: его отсутствия человечество бы не заметило - не с чем было бы сравнивать.

Однако Ио существует. И других объектов таких нет.

Титан: искажённое отражение Земли

Титан, спутник Сатурна, имеет углеводородную гидросферу и, соответственно, сложный изменчивый рельеф, зависимый от сезонов. В связи с этим вычислительных мощностей требует серьёзных. Правда, сезоны там в тридцать раз длиннее земных, меняется всё довольно медленно, да и сам Титан в разы меньше Земли. Но, тем не менее, его, в принципе, также могло и не быть.

Нельзя сказать, что он абсолютно уникален. По расчётам выходит, что какое-то время назад схожим образом мог выглядеть Тритон - спутник Нептуна. Но, как бы то ни было, сейчас поверхность его непринципиально отличается от стандарта эйдоса 3: это просто большой ледяной планетоид с чуть более сложной структурой и более густой атмосферой.

Титан же, с его мощной атмосферой и открытой гидросферой, вполне уникален. Во многом он списан с Земли: по сути, это "интерференция" отражений эйдоса 3 и Ядра. Про него можно сказать то же самое, что и про Ио: вычислительных мощностей требует значительных, и при том его вполне могло не быть. "Снять с доски" столь избыточно "дорогой" объект было можно: мог же он на ранней стадии столкнуться с другим крупным объектом и потерять часть летучих веществ, лишившись жидкости на поверхности? Мог. Но авторы симуляции не пошли по этому пути.

Марс и Венера: особая ситуация

Марс и Венера тоже могут быть отнесены к артефактам. Они должны существовать, так как проработанная убедительная динамика возникновения планетных систем требовала их наличия (наличия Меркурия она тоже требовала, но его можно было без особых сложностей сделать отражением эйдоса 2). Но обе соседние с Землёй планеты не могли быть столь малыми, как Меркурий, и потому эйдос 2 не подходил, а так как они не могли быть и "ледяными" ("водными", учитывая температуру) - не подходил и эйдос 3. Проблема в том, что Венера и Марс не могли не быть отражениями "эйдоса 0" - Ядра, то есть Земли.

Задачей авторов симуляции было придумать, как сделать их не настолько похожими на Землю, чтобы человечество, получив технологические возможности к тому, немедленно рвануло их осваивать - что потребовало бы быстрого прописывания огромного количества дополнительных локаций. Но задача "снятия с доски" соседних планет оказалась не такой простой.

Отметим, что, собственно, генерация "второй Земли", коль скоро есть уже "первая Земля", была, в общем, возможна (Титан же просчитали?). Расчёт её погоды и т.п. был бы делом дорогим, но терпимым. Однако это до тех пор, пока на неё не распространилась бы цивилизация. Вот это было бы уже действительно дорого. Да и генерация уникальной биосферы тоже требовала бы больших ресурсов.

Марс: "наведённая" карликовость

Что касается Марса, то его в итоге просто сделали намного меньше Земли (не как Меркурий, но всё же). С одной стороны, кажется, что это - напрашивающаяся идея. Но для того, чтобы не пересматривать динамику формирования планетных систем (а она должна быть убедительной для человечества), для этого пришлось пойти на определённые ухищрения.

Для того, чтобы марсианское "протопланетное кольцо" - та область протопланетного диска, которая в итоге породила Марс - оказалось обеднённым веществом относительно земного, Юпитер должен был быть расположен достаточно близко к Солнцу, чтобы активно "воровать" вещество из него. Но совсем помешать его формированию, как формированию Фаэтона (несостоявшейся планеты на месте Внутреннего пояса астероидов), он не мог в любом случае: иначе оказал бы слишком большое влияние и на Землю.

Судя по всему, авторы буквально по проценту сокращали орбиту Юпитера - и параллельно так же, по чуть-чуть, отнимали у Марса массу, ослабляя тем самым его магнитное поле и делая всё более разряжённой атмосферу. Насколько можно судить, в планетарную историю четвёртой планеты добавили столкновение с несколькими крупными астероидами: это лишило Марс значительной доли атмосферы и гидросферы. Ну, и дополнительно так модифицировали орбиту, что это привело к периодическим "ледниковым периодам" на Марсе (за счёт прецессии оси вращения). И сейчас, в период развития цивилизации на Земле, на Марсе идёт именно таковой. Это превратило планету в почти безвоздушную вымороженную пустыню - и не столь уж интересный объект для колонизации.

Интересен марсианский рельеф: расположение на нём "континентов" и "океанов". На Марсе просто сделали единственный континент с единственным океаном, причём то и другое - полярного расположения: океан Бореалис - в Северном полушарии, сверхконтинент - в Южном. Также там интересна возвышенность Фарсида: колоссальная горная страна, некий мега-Тибет.

Такое впечатление, что сначала пытались сделать как-то так, чтобы вода вымораживалась на крупных континентальных массах. То есть на этом отражении Земли в несколько раз увеличили Антарктиду и Тибетское нагорье. Планета изначально была холоднее, так что была надежда, что они в итоге "впитают" всю воду, которая ляжет на них сверхмощным сплошным континентальным ледником. Но ничего не выходило (полностью вода не вымораживалась), так что пришлось в итоге задействовать Юпитер. Когда цель была достигнута, то пересматривать расположение возвышенностей и низменностей уже не стали - незачем.

На севере - океанское ложе, на юге - сверхконтинент. Слева - Западное полушарие: по центру - возвышенность Фарсида с величайшими в Солнечной системе горными пиками. Справа, в Восточном полушарии, виден огромный пролом в континентальной коре: мегакратер Эллада, следствие столкновения Марса с астероидом  ~100 км в диаметре. На планете есть и другие почти сравнимые по размеру кратеры...
На севере - океанское ложе, на юге - сверхконтинент. Слева - Западное полушарие: по центру - возвышенность Фарсида с величайшими в Солнечной системе горными пиками. Справа, в Восточном полушарии, виден огромный пролом в континентальной коре: мегакратер Эллада, следствие столкновения Марса с астероидом ~100 км в диаметре. На планете есть и другие почти сравнимые по размеру кратеры...

Венера: осушить до последней капли!

Проблему Венеры решали иначе. Уменьшить её было невозможно: планеты-гиганты далеко. Слишком близкой к Солнцу она тоже не могла быть - по правилу планетных расстояний. В связи с этим хотя бы на части её поверхности природные условия упорно оставались пригодными для землян.

Поэтому, похоже, пришлось долго просчитывать варианты, прежде чем был найден идеальный: с необратимой потерей воды вследствие замедления вращения и утраты магнитного поля. Только тогда планета теряла достаточно много воды для остановки карбонатно-силикатного цикла* и накопления в атмосфере катастрофического количества углекислоты.

Это подразумевало некие особенности эволюции Венеры - то ли на заре формирования планеты, то ли в относительно ранней геологической истории. В первом случае речь может идти об "удачном" столкновении протопланетных планетезималей: если один из крупных "кусков", позже сложившихся в Венеру, ударил в уже почти сформированное планетарное тело под нужным углом, то это могло привести к резкому замедлению вращения и даже "раскручиванию" в обратную сторону - что мы и наблюдаем (Венера вращается, во-первых, в противоположную, нежели остальные планеты, сторону, во-вторых - очень медленно). Второй случай подразумевает, что у Венеры был такой же огромный спутник, как Луна - и даже ещё больше.

Расчёты показывают, что при приливном взаимодействии системы "Земля - Луна" с Солнцем сначала происходит удаление Луны с одновременным замедлением суточного обращения Земли вокруг своей оси. В определённый момент сутки и месяц сравниваются, Земля перестаёт вращаться относительно Луны (к тому моменту сутки стали бы примерно как два современных месяца). После этого процесс меняет направление, и Луна начинает уже приближаться к Земле, которая продолжает тормозить суточное вращение (за счёт солнечных приливов). В итоге Луна входит в зону Роша Земли, разрушается, формирует кольцо вроде сатурнианских - и постепенно выпадает на Землю массой мелких метеоритов (за несколько миллионов лет).

Ну вот если при расчёте истории Венеры авторами симуляции за образец была взята Земля, то "Луна" у неё тоже могла быть. Если поиграть с размерами, то, учитывая меньшее расстояние до Солнца (и более сильное приливное воздействие с его стороны), можно было воспроизвести весь процесс, всю последовательность событий гораздо быстрее (замедление вращения планеты с последующим разрушением и поглощением спутника). При этом также в итоге Венера могла оказаться именно такой, какой мы её и видим.

Что характерно, исходно это отражение Земли даже очертания континентов имело похожие: карта возвышенностей на Венере довольно чётко ассоциируется с материками Земли.

Земля Иштар - аналог Евразии, хотя и заметно меньше. Горы Максвелла - "Гималаи", плато Лакшми- "Тибет". Возвышенность Метис к западу от Иштар - что-то вроде слившихся Британии и Скандинавии. "Остров" Тетус к востоку от Иштар - что-то вроде Камчатки. Если южный полуостров Белл - аналог Аравии, съехавшей к востоку, то небольшой континент Теллус - это ещё не доплывший до "венерианской Евразии" венерианский же "Индостан" (тоже несколько сдвинут на восток).

К западу от Иштар есть и аналог Америки: правда, не из двух материков, а из трёх (Бета, Феба и Темис), но это тоже полоса возвышенностей-континентов, протянувшихся с севера на юг. Есть земля Лады - аналог Антарктиды.

Явное различие только одно: Земля Афродиты - континент, будто бы слепленный из Африки, развёрнутой вдоль экватора, Австралии и Зондского архипелага. Полоса "суши" протянулась почти на три четверти длины экватора, Афродита практически упирается в Фебу.

-3

Тут в лучшем разрешении.

В целом, складывается впечатление, что сначала в базовой модели - полном аналоге Ядра - стали постепенно концентрировать сушу вдоль экватора, стремясь сделать её неприемлемо жаркой. Потому и "Индию" оторвали от "Евразии", и "Антарктиду" сдвинули с Южного полюса, и смену сезонов убрали (ось вращения Венеры практически перпендикулярна плоскости орбиты) - чтобы неприемлемо жарко было именно круглый год, никак иначе. Но потом нашли более радикальный метод, а менять расположение континентов уже не стали...

Что необъяснимо в рамках гипотезы симуляции, или "суперартифакты"

Что из наблюдаемого во Вселенной, хотя бы - в Солнечной системе, радикально противоречит идее?

Так как мы не знаем, каковы цели авторов симуляции, то однозначно сказать это сложно. Но можно определить, что совершенно точно противоречит идее "экономии вычислительных ресурсов".

Это, прежде всего...

"Королева артефактов": Церера

С одной стороны, это, вроде бы, не представляющий из себя ничего особенного некрупный "ледяной планетоид", то есть отражение эйдоса 3. Присыпанный сверху слоем камня, но не более. Но у него есть специфические особенности, сразу делающие его уникальным.

Прежде всего, местоположение: Церера расположена в Внутреннем поясе астероидов. Собственно, это первый открытый в нём объект - и крупнейший. Она долго рассматривалась как зародыш несостоявшегося Фаэтона. Но - напрасно.

Не так давно на минипланете был открыт первый криовулкан. При этом никакой гравитационной энергии не являющаяся ничьим, кроме Солнца, спутником Церера не получает. То есть единственным источником внутренней энергии для неё может быть только распад радиоактивных элементов. Но она слишком мала - меньше тысячи километров в диаметре - для того, чтобы хоть как-то существенно таким образом разогреться. Никакого слоя жидкой воды в её недрах быть не может. Но жидкий слой есть.

Объяснение даёт предположение, что церерианская "криомагма" - это не вода, а густой раствор аммиака в воде. Такая смесь под большим давлением может сохранять жидкое состояние почти до -100 Цельсия. Для создания такой температуры и церерианского внутреннего тепла хватает. Но это подразумевает, что сформироваться Церера в Внутреннем поясе астероидов не могла: там для этого слишком "жарко", аммиак бы исходно не вошёл в её состав в нужном количестве.

Криовулкан Ахуна на Церере. Блеск - от обнажившегося слоя льда и застывшего языка криолавы (то есть того же льда).
Криовулкан Ахуна на Церере. Блеск - от обнажившегося слоя льда и застывшего языка криолавы (то есть того же льда).

Это, в свою очередь, означает, что Церера представляет собой что-то вроде объекта пояса Койпера, по случайности заброшенного во Внутренний пояс. Это вполне возможно, хотя и не особенно вероятно. Однако наличие такого объекта там, в астероидах, радикально меняет перспективы освоения этого региона Солнечной системы людьми.

"Уцелевший" сценарий космической экспансии

В самом деле. Направления экспансии на Марс и Венеру у нас "перекрыты". Но остаются астероиды! Этот вариант, из всех сценариев освоения космоса, даёт и наибольший практический выход.

Во-первых, путешествовать туда и обратно относительно просто - не нужно особо думать о старте в обратном направлении (в большинстве случаев силой тяжести на астероидах можно пренебречь). Во-вторых, можно найти астероид нужного химического состава. В том числе - содержащего нечто полезное не только для космоса, но и собственно для Земли.

То есть возможна даже чисто индустриальная эксплуатация внеземных ресурсов. Выглядеть это может примерно так:

  • Автоматический комплекс "отпиливает" от астероида куски и слегка подталкивает их в сторону Земли.
  • Лет через пять "посылки" прибывают к Земле, тут их "ловят".
  • И спускают на Землю. Так как "посылки" - это, в общем, глыбы камня или куски металла, то их можно просто аккуратно сбрасывать в нужный район. От сильного удара о поверхность они хуже не станут (особенно если речь о металле).

Но, конечно, придётся там, на астероидах, проводить исследовательские и изыскательские работы, периодически чинить технику и т.п. То есть там понадобятся и люди. Людям нужно много чего, в первую очередь - вода и продовольствие. Ни того, ни другого на астероидах, в общем, нет. И если воду найти ещё можно попробовать, то вот азот, необходимый для функционирования любой искусственной биосферы, обнаружить будет уже куда как сложнее.

Но ведь у нас есть Церера - просто сокровищница и по одному, и по другому веществу! Её криомагама - это вода с растворённым в ней аммиаком (то есть гидридом азота)... Она позволяет снабжать всем необходимым весь Внутренний пояс - и обойдётся это дёшево!

И её, Цереры, вполне могло не быть. Но она ЕСТЬ - и это делает будущую экспансию в сторону астероидов весьма вероятной. Соответственно, просчёт локаций - однотипных, но всё более многочисленных - от авторов симуляции будет требоваться всё более значительный. Это нерационально для них...

Каллисто: восхитительный хаос

Также "вредно" для авторов симуляции существование Каллисто - четвёртого, самого внешнего из крупных спутников Юпитера. Он, в отличие от других представителей типа ледяных планетоидов, обладает недифференцированной структурой. То есть это не слой льда/воды, под которым каменное ядро, а просто механическая хаотическая смесь льда и камня - при температурах Каллисто они не так уж сильно различаются по свойствам.

И при том Каллисто ещё и просто-таки нарочито высовывается из смертоносных радиационных поясов величайшей из планет: пребывание на его поверхности несравнимо менее опасно, чем на других Галилеевых спутниках Юпитера.

Это означает, что на Каллисто можно делать примерно то же самое, что на земной Луне, но искать воду и аммиак не придётся: всё в наличии. И, в отличие от, к примеру, Ганимеда, нет ни риска "протопить" утечками тепла грунт под собой (поверхность частично состоит из камня, а не изо льда), ни пострадать из-за юпитерианской радиации. Не будь Цереры, Каллисто была бы следующим по перспективности источником воды и азота. Но и так она полезна - на случай какой-либо активной деятельности в системе Юпитера...

Каллисто - третий по размеру спутник в Солнечной системе, после Ганимеда и Титана. Поверхность - как белые льды, так и тёмный камень.
Каллисто - третий по размеру спутник в Солнечной системе, после Ганимеда и Титана. Поверхность - как белые льды, так и тёмный камень.

Что характерно, спутниковая система Сатурна устроена иначе. Там есть один огромный спутник - Титан - и куча "мелочи". А вот система Юпитера включает 4 сравнимых по размеру крупных спутника. Будь там вместо них один сверхбольшой, то мы получили бы просто ещё один, хоть и гигантский (в две трети Марса) ледяной планетоид, полностью утопленный в радиационных поясах. С точки зрения космической экспансии это был бы объект совершенной бесполезный. А вот так, как сейчас - мы имеем Каллисто.

Метки: #космическая экспансия , #венера , #марс , #церера , #каллисто , #солнечная система , #космос , #футурология , #вселенная , #гипотеза симуляции 

Каковы цели авторов симуляции?

Естественно, существование "суперартефактов" может иметь объяснение и в рамках гипотезы симуляции. Но это подразумевало бы, что авторы целенаправленно "подогнали" людям во Внутренний пояс Цереру, а к Юпитеру - Каллисто**, при том перекрыв направление экспансии в сторону Марса и Венеры. То есть авторы симуляции пытаются "вырастить" человечество именно в космическую цивилизацию, занимающуюся созданием техно- и биосферы в масштабе Солнечной системы.

Зачем - Бог весть. Но это означает, что совершенно точно симуляция не будет остановлена до того, как человечество до этого дозреет.

Ну, мы уже получили, таким образом, некий практически полезный результат от рассуждений. Он слегка успокаивает...

Сноски:

* Речь о том, что...

На Земле карбонаты, затягиваемые в мантию при тектонических движениях земной коры, там, в условиях высоких температуры и давления, реагируют с кремнезёмом, превращаясь в силикаты и углекислоту, которые, в свою очередь, вулканами выбрасываются на поверхность. Углекислота растворяется в воде и реагирует с силикатами, вследствие чего в осадок выпадают карбонаты и кремензём. Потом всё повторяется.
На Венере нет водяных океанов - и, соответственно, цикл оказался "заклинен" в положении "силикаты и углекислота"... Характерно, что на Марсе вышло наоборот: карбонаты и кремнезём легли в грунт, а в мантию их не затягивает из-за слабости всех тектонических процессов.

** Возможно, кстати, что артефакт Ио - просто побочный эффект от существования Каллисто. Вполне вероятно, что заявленная динамика формирования спутниковой системы требует, что для того, чтобы один из ледяных планетоидов оказался на высокой орбите, другой должен обязательно оказаться на низкой, где он неизбежно "перегревается"...

PS: Ещё один потенциальный космический суперартефакт - система Альфа Центавра. По статистике, ближайшей к нам звездой должен был бы с наибольшей вероятностью оказаться красный карлик (может быть, пара красных карликов) в десятки-сотни раз тусклее Солнца. А система Альфы Центавра содержит две звезды, подобные Солнцу. Вероятность наличия там землеподобных планет рассматривается как достаточно высокая. Если она подтвердится, то это однозначно пробудит в человечестве интерес и к межзвёздной экспансии. Так и задумано?

PPS: "В каждой шутке есть доля шутки".

Но, что характерно, если никакой симуляции нет, а мир выглядит таким, каким он и в самом деле является, то это всё означает, что человечество судьба просто-таки заталкивает на роль первой межзвёздной цивилизации. Чтобы земляне, не размениваясь на Марс и Венеру, сразу перешли к жизни в открытом космосе на станциях, построенных из материала астероидов, а потом и освоили межзвёздные путешествия.

Может статься, что существует множество цивилизаций, напоминающих нашу, но они века прокопаются на соседних планетах - вместо того, чтобы вперёд идти... Впрочем, эту идею стоит рассмотреть потом отдельно.

См. также:

Навигатор по каналу "Море Ясности"