Производственные драмы были достаточно распространённым явлением в советском кинематографе. Несмотря на то что сегодня этот жанр сошёл на нет, часть фильмов не потеряли актуальности и в наше время. Представляю субъективный перечень лучших представителей данного направления.
Председатель (1964 г.)
«Мосфильм». Режиссёр – Алексей Салтыков. В главной роли – Михаил Ульянов
Один и лучших фильмов о том, как сильная личность заходит на разваленное предприятие и всё преображается.
Несмотря на шаблонность сюжета, очень интересно, какие методы при этом используются. Герой Ульянова делает ставку на мотивацию, которую достаточно грамотно выстраивает (с поправкой на время и условия, естественно).
Вторая серия не так интересна, как первая, по причине того, что всё вращается вокруг надуманного конфликта главного героя с главой местного КГБ.
Строится мост (1965 г.)
«Мосфильм». Режиссёр – Олег Ефремов. В главной роли – Олег Ефремов.
Никогда не слышал об этом фильме. Вышел на него совершенно случайно. Представитель «бессюжетного» кино. Всё снято в жанре очерка или, если угодно, видеоблога. Только не от первого лица и с профессиональными актёрами. Вообще картина с суперзвёздным составом.
В качестве декораций выступает реальное строительство Саратовского моста, самого длинного в Европе на тот момент. Грандиозная стройка перемежается сценами немудрёного быта, культурно-массовых мероприятий (главным из них является товарищеский суд), выяснением отношений, обустройством личной жизни, совместными выпивонами и прочими зарисовками с колоритом ушедшей эпохи.
Битва в пути (1961 г.)
«Мосфильм». Режиссёр – Владимир Басов. В главной роли – Михаил Ульянов
Для тех, кто читал книгу, фильм не откроет ничего нового. Уместить объёмный роман в формат трёхчасового кино в любом случае - задача невыполнимая. Многих персонажей пришлось выбрасывать или сокращать их присутствие до минимума.
Авторы фильма заострили внимание на том, что главный герой с самого начала не дал завалить себя рутиной, несмотря на давление. По себе скажу: очень непросто это сделать.
К пониманию глубинных проблем в продукте предприятия он пришёл, лично проведя съёмку всех ключевых рабочих процессов. Не самый плохой вариант.
Премия (1974 г.)
«Ленфильм». Режиссёр – Сергей Микаэлян. В главной роли: Евгений Леонов.
Большая часть фильма представляет своего рода мозговой штурм. Ключевая проблема, которая лежит на поверхности – неорганизованность на предприятии, отсутствие системы передачи ответственности плюс преднамеренно некачественное планирование.
В конце фильма выясняется, что главной причиной системных упущений является нарушение базовых технологических принципов руководством предприятия.
Особенно хотелось бы отметить натуру на съёмках. На заднем плане - самая настоящая стройка. Отдельное спасибо за девушку в мини-юбке дефилирующую между огромных щитов опалубки.
Собственное мнение (1977 г.)
«Мосфильм». Режиссёр – Юлий Карасик. В главной роли – Владимир Меньшов.
Интересный фильм о внешнем консультировании. Тем более, что у меня были похожие проекты (пусть и в несколько другой области). Меньшов поначалу играет некоего супермена, который безошибочно решает любую проблему, но в итоге всё выливается в личностный конфликт с одним из топ-менеджеров до которого совершенно необязательно было доводить (причём без ущерба для результата).
Надо думать, что тема служебного романа с сотрудницей исследуемого предприятия введена для пущей художественности. В реальной ситуации профессиональный консультант вряд ли себе такое позволит.
Тем, кто остаётся жить (1982 г.)
Свердловская киностудия. Режиссёр – Николай Гусаров. В главной роли – Владимир Гаев.
Фильм балансирует на грани производственной драмы и фильма-биографии.
30-е годы ХХ века – время величайшего экономического прорыва в истории нашей страны. Поэтому даже художественное произведение, раскрывающее (пусть и частично) суть происходивших тогда процессов, представляет большой интерес.
Большинство ситуаций, показанных в фильме, являются в принципе нерешаемыми. Однако главному герою удаётся с ними справляться, опираясь на свой фанатизм, который позволяет ему расширять границы сознания и видеть на десятилетия вперёд.
Дублёр начинает действовать (1983 г.)
«Ленфильм». Режиссёр – Эрнест Ясан. В главной роли – Борис Плотников.
Интересная драма из времени, когда все понимали, что нужно что-то менять, но что и как, не очень себе представляли.
Главный герой – типичный идеалист, пытающийся с присущей молодости энергией и задором выстроить такой же идеальный мир вокруг себя.
Не могу себе представить, чтобы эксперимент, показанный в фильме, имел бы место в действительности, но смотреть было весело.
Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Подпишетесь на канал и я обещаю ещё много интересного.
Мой топ-7 фильмов о путешествиях находится здесь: