Найти тему
1,3K подписчиков

МАЛОЧИСЛЕННЫЕ ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ НА БЕРЕГАХ ТЕРЕКА – БРАГУНЦЫ И КАЗАНСКИЕ ТАТАРЫ

2,1K прочитали

Продолжение

Несколько сот лет существует селение Брагуны на правом берегу Терека, не далеко от места впадения в него реки Сунжа. Жителей одного из древнейших поселений на равнине считают кумыками, однако история нескольких сотен человек, далекие предки которых поселились на перекрестке торговых путей, имеет совсем иное происхождение. Они неоднократно попадали в поле зрение письменных источников, поэтому представляется возможность представить основные вехи их развития из седой древности.

Мовзолей Борга-Каш
Мовзолей Борга-Каш

В окрестностях курортного Кисловодска до сих пор существует топоним “Рим-гора”, которая по последним данным археологов была заселена еще в VII столетии и опустела только во время всеразрушающегося нашествия монголо-татарских войск. Однако турецкий путешественник Эвлия Челеби из XVII в. называл это место - Боргустан-Кала, т.е “Крепость-Боргустан”. Здесь же присутствуют и другие схожие топонимы, прямо указывающие на народ, некогда населявший ближайшие долины, через которые проходил Шелковый торговый путь: Боргустанский хребет, речка Боргуста (Баргута) от которой и получила свое название казачья станица Боргустанская. В этих же местах собиратели народного фольклора зафиксировали предание о могущественном вожде Бургане, который правил сильным и богатым племенем скотоводов, совершавшим набеги на все окрестные народы и взимавшим плату со всех проходящих мимо торговых караванов. По мнению известного тюрколога профессора Л.И.Лаврова слово “баргьан” означает «передвигающийся с места на место, кочующий». Следовательно словосочетание “Боргустан” может быть переведено, как место пребывания или стоянка борганов.

Рим-гора г. Кисловодск
Рим-гора г. Кисловодск

Подобные топонимы встречаются не только в районе современных Кавказских Минеральных Вод, но и гораздо дальше в восточном направлении. Так, средневековые грузинские записи упоминают “Борганис-Цкали”, т.е. Борганская река, которую сегодня ассоциируют с рекой Сунжей, протекающей по территории Чечни. В соседней Ингушетии, совсем рядом с городом Назрань сохранился белокаменный мавзолей “Борга-Каш”, возведение которого относится к самому началу XV в. Название, чудом сохранившегося на равнине средневекового памятника было записано редкими российскими путешественниками в XVIII в., и оно означает “Боргана могила” или склеп “борганских князей”. Возможно, что в этих местах находился один из политических центров древнего народа, который в разное время мог выставить от 300-500 до нескольких тысяч вооруженных воинов. По всей видимости, представители этой ветви тюркских народов контролировали значительные территории под пастбища на Северном Кавказе и не стремились допускать к себе чужаков.

Со временем кочевой народ стал утрачивать свои позиции в Степном Предкавказье, но сведения о нем сохранились уже в русских документах XVI - XVII вв. Так, из сохранившихся документов известно, что на их кочевья стали претендовать кумыкские и кабардинские князья, между которыми и произошла ссора. Воеводам из Терского городка в 1598 г. был хорошо известен козлар, т.е. первостепенный дворянин, а вскоре и сиятельный мурза Таимас Барагунский вместе с детьми, владения которых уже находились под контролем кабардинцев. В 1619 г. кумыкский князь из селения Эндери разгромил и увел остатки древнего народа «из Черкасс» в свои владения и поселил на берегу реки Сулак. В предгорьях Кавказа брагунцы прожили относительно спокойно до 1651 г., пока кабардинский князь Муцал с полного одобрения и согласия русской администрации не вернул их обратно и не расселил в окрестностях Сунженского острога. Однако осенью этого же года войска персидского шаха совместно с местными владетельными князьями уничтожили Сунженский острог, а брагунцы были уведены в Северный Дагестан, где стали подданными шамхала Тарковского. Только ближе к завершению XVII в. брагунцы окончательно поселились на современном месте, найдя покровительство и защиту у российской администрации.

Продолжение  Несколько сот лет существует селение Брагуны на правом берегу Терека, не далеко от места впадения в него реки Сунжа.-3

С этого времени судьба малочисленной этнической группы оказалась неразрывно связана с Российским государством. Они часто выполняли различные поручения армейского командования из крепости Терки, а затем и Кизляра, служили переводчиками, помогали в переговорах со старейшинами горских обществ и др. Их представители одними из первых на Северном Кавказе получили от российского правительства офицерские чины и в дальнейшем отпрыски владетельной семьи проходили военную службу в соседнем Гребенском казачьем полку.

Отправляясь в “Персидский поход” в 1722 г., император Петр I взял с собой в качестве толмачей (переводчиков) несколько грамотных татар, которые были «весьма охотчие к военному делу». По присоединению Западного побережья Каспийского моря, включая города Дербент, Баку и др., большинство из них осталась на Северном Кавказе. Их служба в бывших персидских провинциях, главным образом в крепости Святого Креста продолжалась до 1735 г., пока правительница Анна Иоанновна не посчитала, что далекие заморские территории обходятся слишком дорого и возвратила их шаху. Вместе с российскими гарнизонами татары, которых зачастую называли “казанцами” были переселены во вновь образованную на левом берегу Терека крепость Кизляр в 1735 г. Помимо сугубо военной службы они занимались торговлей, поэтому не случайно один из трех рынков административного центра российских владений на Северном Кавказе назвался “татарским”.

Находясь на военной службе, выполняя обязанности переводчиков и занимаясь торговлей, казанские татары должны были обладать, хотя бы зачатками грамотности. Поэтому уже в конце XVIII в. в крепостных стенах Кизляра функционировала школа, в которой преподавал казанский татарин, ученный и путешественник Мухамад Амин. Учебное заведение пользовалось успехом не только среди местных жителей, но и горской владетелей, дети которых обучались в его стенах «русской и татарской грамоте». В это же время казанцы, помимо службы в Кизлярском казачьем войске исполняли роль проводников политики России среди вайнахских обществ, поселившихся на равнине. Так, Исак Зейтов проживавший среди чеченцев «на Амырхановом броду» (район современного селения Алхан-Юрт), сообщал кизлярскому коменданту в 1780-х гг., что «полтора года безотлучно при них нахожуся и в тех местах построены деревни, которые вступили в подданство, а всего они насчитывают до трехсот домов…». Татарин, исполнявший роль своеобразного пристава, по всей видимости писал об Алдинском и Гехинском обществах. В дальнейшем он утверждал: «Гребенчуковцы (селение Герменчук - автор) также желают вступить в подданство, о чем перед сим было писано, на которое ожидают Вашего благоволения».

В первой половине XIX в. в связи с выводом из крепости Кизляр всех военных поселений, казанские татары были вынуждены расселиться по ближайшим поселениям. Часть из них продолжила военную службу в казачьих подразделениях, а некоторые поддавшись на агитацию единоверцев, ушли на территорию теократического имамата. Со временем, так и не став полностью своими среди мюридов и разочаровавшись в конечных целях имама Шамиля, многие из них вернулись с женами горянками, и были поселены в гребенских станицах Новогладовской и Щедринской. Возможно, что к этой же малочисленной этнической группе Северного Кавказа принадлежал и один из известных администраторов теократического имамата алдынский чеченец Юсуф Сафаров, также покинувший своих соратников по бесконечной войне и вернувшийся на левый берег Терека. В документах главнокомандующего Отдельного Кавказского корпуса генерала от инфантерии А.И.Нейдгарта, есть свидетельство что «Юсуф-хаджи родом татарин, отец его долго торговал в Кизляре. Потом жил в Парабочевской, после чего оставил Россию».

Продолжение  Несколько сот лет существует селение Брагуны на правом берегу Терека, не далеко от места впадения в него реки Сунжа.-4

Таким образом, во всем многообразии этнического состава Кавказа, существовали две малочисленные тюркоязычные группы. В сложнейшие периоды своей истории они сумели сохраниться и пройти через многочисленные испытания, выпавшие на их долю. В силу ряда обстоятельств, брагунцы и казанские татары, очутившись на берегах Терека, внесли свою лепту в освоение и развитие отдаленной российской окраины.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.