Попросила меня дочь забрать внука из школы и, по возможности, помочь ему сделать домашнюю работу. Ване задали написать сочинение по картине Ф.Решетникова «Опять двойка».
Внимательно рассмотрели изображение. Внук сразу уловил настроение полотна: мальчик огорчен, мама в отчаянии опустила руки, сестра смотрит с осуждением и только младший брат и собака искренне рады возвращению друга.
Пока внук описывал происходящее событие. Я стал замечать вещи, которые мне живо напомнили мое детство.
Портфель героя перевязан бечевкой - видимо много чего пережил он на своем веку: участвовал в драках, высоко летал в небо, зимой катал на себе хозяина с горок.
Но покупать новый среди учебного года ему никто не будет. В то время нас учили бережно относиться к вещам.
Школьные принадлежности закупались в канун 1 сентября, в расчете на четыре четверти, но не факт, что их заменят на новые, если они еще могут послужить. Так что придется ходить со старым портфелем до лета.
Вот и знакомая вещь торчит из портфеля, которая объяснят почему «опять двойка».
Коньки
Вместо того, чтобы учить уроки мальчуган катался на коньках. У многих ребят в нашем дворе были коньки: «снегурки», «канадки», «норвежки» и «гаги».
Начинающие конькобежцы катались на «снегурках» - они крепились на валенки. Более взрослые ребята играли в хоккей в «канадках» или «гагах». А уж совсем продвинутые бегали на «норвежках».
У меня были «гаги» для игры в хоккей. Они были не очень удобные – нога в них «гуляла», приходилось их часто перешнуровывать. Для маневренности на льду я сделал спереди небольшие насечки. «Канадки» для хоккея были конечно удобнее, но достать их было почти невозможно.
Картина и календарь на стене
За спиной у старшей сестры я заметил картину и отрывной календарь.
Почти в каждом доме висели такие же. Они крепились на картон с изображением природы или репродукции известных полотен.
У нас дома была картинка с «Золотой осенью», которая на меня всегда навевала тоску – осень, это дождь, слякоть и холод. В такую погоду много не погуляешь.
А вот отрывной календарь я любил. Мне нравилось делать закладки на нужной дате (это, чаще всего, было начало каникул или день рождения) и следить как приближается заветное число по мере отрывания листков.
Взрослые читали интересную, познавательную информацию на обратной стороне календарных страничек.
На картине все, кроме младшего брата и щенка, напряжены и расстроены. Малыш вполне счастлив и ждет, когда эта разборка закончится и можно будет поиграть с братом.
Рубашка «хулиганка»
Я обратил внимание, что на младшем брате рубашка, которую мой внук назвал «прикольной», а во времена моего детства их шили мамы для малышей из оставшихся лоскутов. Они назывались «хулиганки» или «самостроки».
Мою рубашку мама сшила из остатков своих платьев, поэтому там были цветочки, горошек и полоски – весь мамин гардероб. Когда я немного подрос, то ходил в ней только по дому. Выходить на улицу в «девчачьей хулиганке» наотрез отказался.
Велосипед
А вот и старый знакомый – велосипед «Ветерок». Точно такой же, только синего цвета, мне подарили на день рождения.
У него были твердые литые шины, прочная железная рама, седло на двух пружинах. Конечно, ездить с ветерком на таком железном коне было не очень комфортно. «Пятая точка» на себе ощущала все ямы и ухабы на дороге, даже пружины не спасали от такой жесткой езды.
Но зато он был не убиваемым: мы с пацанами где только на нем не ездили: и по тротуару, и по бездорожью – никаких погнутых спиц и проколотых колес.
Мое внимание привлекли часы на стене. Такие же были у папиного брата. Когда мы приезжали к нему в гости, нам стелили в гостиной на диване, часы на стене тикали и каждый час громко вызванивали. Я думал, что когда выросту обязательно куплю такие же.
Пока я предавался воспоминаниям, внук закончил писать сочинение. Мне понравился его вывод: «Семья переживает за мальчика, а ему очень стыдно за свои поступки».
Я не успел до конца рассмотреть картину и найти знакомые вещи. А какие еще вещи в комнате вам знакомы? Какие эмоции они у вас вызывают?