Говорят, что в человеческом головном мозге разные полушария выполняют разные функции.
Дескать, левое полушарие – всё из себя такое логическое, линейное, аналитическое рациональное, последовательное, сухое, мужское, фу, бяка. А правое полушарие – эмоциональное, иррациональное, целостное, артистическое, спонтанное, творческое, женское, интуитивное, без чувства времени – прям душка!
Часто к этому ещё добавляют, мол, образование (и в целом общество) делает ставку на левое полушарие, заставляет мыслить “левополушарно”, поэтому все такие зажатые и не спонтанные. В общем, всё ужасно, нужно срочно мчаться на выручку правому полушарию, которое гибнет под гнётом левого.
Дихотомания — не болезнь, но...
В англоязычной психологической литературе это называют дихотоманией – абсолютизацией различий правого и левого полушарий, с полным игнорированием механизмов, обеспечивающих целостную работу головного мозга.
Когда-то в СССР ещё в лохматом 1983 году в издательстве “Мир” выпустили книгу С. Спрингера и Г. Дейча “Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга”, где авторы писали: “В процессе знакомства с литературой для этой книги и размышлений над нашей собственной работой в области специализации полушарий в течение нескольких лет мы всё более ясно осознавали проблему «дихотомании». Один из симптомов дихотомании состоит в преувеличении межполушарных различий и игнорировании других форм организации мозга, таких как упорядоченные различия внутри полушария”.
Увы, книгу забыли (видимо, тираж в 12 000 оказался слишком мал), поэтому дихотомания и поныне цветёт буйным цветом.
Самое интересное, что межполушарная функциональная асимметрия действительно существует, этого никто из учёных не отрицает.
Что есть и чего нет
Например, наш соотечественник Элхонон Голдберг приводит данные, показывающие, что правая доля преимущественно специализируется на переработке новой информации, а левая доля занимается рутиной – тоже преимущественно («Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация», Элхонон Голдберг).
Подчёркиваю – различия в количестве участия в обработке, а не в самой обработке.
Х. Гарднер, Х. Браунелл и их коллеги в своих исследованиях выяснили, что поражение любого полушария воздействует на восприятие юмора, но когнитивный и аффективный компоненты затрагиваются по-разному (Gardner et al., 1975; Bihrle et al., 1986; Brownell, Gardner, 1988; Brownell, Stringfellow, 2000; Gillikin, Derks, 1991).
Если поражено правое полушарие, человек не может понять «соль» анекдота. Ему всё смешно, хотя и непонятно, почему. Те, у кого поражено левое полушарие, прекрасно понимают “соль” анекдота… но не смеются – они всё воспринимают всёрьез.
Роджер Сперри (обладатель Нобелевской премии в 1981 году) изучал пациентов, которым по тем или иным причинам повреждали мозолистое тело (своеобразный мост между полушариями). У таких людей полушария работали, в общем-то, независимо.
Один из самых известных его опытов – картинка с голым человеком. Её предъявляли так, чтобы изображение было доступно только правому полушарию. Как правило, больной выдавал реакцию смущения (чаще всего – хихиканья).
Однако на вопрос, что было смешного, человек ответить не может (т.к. в данном случае ответ идёт из левого полушария). Тогда человек начинает придумывать, что это, мол, напомнило мне дядю Джорджа – он смешной.
В общем, очевидно, что разница в работе полушарий есть, это медицинский факт.
Однако такая асимметрия не означает, что полушария прям вот такие кардинально разные. Они немного разные, в некоторой степени разные.
Разные, но не очень
Более того, полушария активно “общаются” во время выполнения задач. В любой задаче всегда есть аспекты, которые удобнее выполнять двумя полушариями, чем одним. Если мы решаем математические задачи (якобы для левого, логического, полушария), правое полушарие тоже не спит, а активно участвует в этом процессе.
Обратное тоже справедливо. Вам не удастся подавить своё левое полушарие и через это начать прекрасно рисовать. В рисунке, как и в любом творчестве, левое полушарие участвует так же активно, как и правое.
Равно вам не удастся развить какое-либо из полушарий дополнительно. Мозг можно (если вообще можно) развивать только целиком, сразу, весь. Все заявления, что возможно “раскрыть спящий потенциал вашего правого полушария” – всего лишь рекламный трюк (и, добавим в скобках, достаточно пошлый).
В конечном счёте по своим функциям эти два полушария скорее похожи, чем не похожи дрyг на дрyга. Или, другими словами, похожего в полушариях куда больше, чем различающегося. Мозг работает как единое целое, и нельзя выделить одно полушарие как более важное или подавленное другим полушарием. Проблемы со спонтанностью лечатся правильно подобранными упражнениями, а не “развитием правого полушария”.
Итак, будьте в курсе: когда вам рассказывают о невероятных отличиях правого и левого полушарий, вас обманывают. С какой целью это делают – не берусь решать, но сам факт обмана прошу заметить и осмыслить. Обдумайте хорошенько, зачем вас обманывают, и уж после этого принимайте решение сообразно своим размышлениям.
А у меня всё, спасибо за внимание.
Не согласны? Добро пожаловать в комментарии, у меня здесь свобода слова.
В дополнение рекомендую: