Факт — женщин меньше среди программистов, инженеров и других профессий, в которых важна математика (на Западе такие профессии обобщают в аббревиатуру STEM).
Долгое время считалось, что дело в неких математических способностях, которые якобы у женщин хуже.
К счастью, внимательное изучение явления показало, что это заблуждение.
На самом деле девочки весьма сильны в математике (если им не навешивать на уши, что у них-де мозг не приспособлен к цифрам и логике).
Но если дело не в мифических способностях, то в чём?
Задумавшись над этим вопросом, французские учёные закопались в данные тестов PISA — это такие оценки индивидуального уровня подготовленности. Выборка внушает — 64 страны, 300 000 человек (возраст участников 15 лет).
Итогом работы стало открытие важного фактора, который во многом объясняет отказ женщин от карьеры в области математики.
Дело, как показывают данные французов, в чтении.
Девочки в целом читают лучше мальчиков, потому решают, будто бы в математике они разбирают хуже.
Ещё раз — девочки сравнивают свои навыки в чтении и математике, видят, что читают лучше, чем решают задачки, и делают вывод «Математика — не моё».
Такое встречается сплошь и рядом. Выбирая профессию, люди думают категориями «лучше — хуже». Вот это я умею лучше всего, значит, на остальное и не надо смотреть.
На самом же деле, думать надо по-другому — «что нужно для успеха в этой профессии». Тогда может оказаться, что у вас достаточно навыков, чтобы выбирать и эту профессию тоже (и, зачастую, зарабатывать больше).
Но мало кто читает Зыгмантовича, поэтому люди просто идут туда, где, как им кажется, им будет лучше и легче, а не туда, где у них есть достаточные навыки.
Вдобавок, люди обычно числят себя либо «математическими личностями» (math person), либо вербальными (verbal persons).
И вот когда девочка смотрит на свои навыки, она совершает ошибку: «У меня чтение идёт лучше математики, значит, надо двигаться туда, ведь я в математике хуже, чем в чтении, это свидетельствует, что математика — не моё».
В результате она поступает на филологический. При том, что на самом деле в математике она разбирается отлично. Просто в чтении — ещё лучше.
А мальчик думает примерно так — у меня математика идёт лучше чтения, буду поступать на программиста. При том, что с вербальным у него всё нормально, просто с математикой лучше.
При этом что девочка, что мальчик вполне могут пойти другим путём и выбирать себе другие профессии (и быть в них вполне успешным).
Всё это наводит на достаточно грустные размышления — мы очень плохо понимаем, как мы выбираем себе профессии и на что стоит ориентироваться в таком выборе.
С другой стороны, вы прочитали эту заметку и можете сказать своей дочери: «Если математика у тебя идёт хорошо, но чтение идёт лучше, ты можешь выбрать всё-таки математику — у тебя достаточно навыков для этого».
Вполне может оказаться, что вашей дочери такой выбор в итоге понравится.
По крайней мере, я теперь знаю, что сказать своей.
Не согласны? Комментарии ждут, у меня тут свобода слова.
В дополнение рекомендую:
1. Женщинам не нужна любовь. Но дело не в том, о чём вы подумали
2. Почему женщины не хотят работать в финансовой сфере? Вы удивитесь, но дело не в способностях
3. Мужчины любят слабых женщин? Вот уж нет!
Источник: Thomas Breda and Clotilde Napp «Girls’ comparative advantage in reading can largely explain the gender gap in math-related fields», PNAS July 30, 2019 116 (31) 15435-15440; first published July 15, 2019
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels