В моем садоводстве было время, когда злаки не представляли для меня никакого интереса. Теперь же я легко могу представить себе сад без растений с броскими, крупными цветами, без популярных, ярких кустарников, но не могу представить свой сад без злаков. Увидев однажды, сколь сильно они преображают сад, сколько естественности, легкости и воздушности привносят они с собой, сколько динамики и текстуры, поэтичности, и романтики..., стало невозможным от всего этого отказаться. Кто-то сказал, что злаки в саду играют такую же роль, как свечи на романтическом ужине. Я с этим полностью согласна. Или, как музыка. И без того, и без другого жизнь потеряла бы значительную толику прелести и очарования.
Но сегодня я хочу поговорить не обо всех злаках, а об одном из них - о ковыле, красивейшем и необыкновенном .
"Растение это — истинный степняк, сильный и выносливый. Пусть солнце ярится, пусть ветер обжигает, но иссушить ковыль насмерть им не под силу. Его узкие, жесткие листья умеют закрываться, сворачиваться по всей своей длине в трубочку. А устьица у них, через которые растение дышит-питается и, конечно, испаряет влагу, расположены только с одной стороны — как раз с той, которая оказывается внутри трубочки. Да к тому же в летнюю засуху устьица свои ковыль открывает лишь часа на два в сутки. Все это очень помогает ему стойко переносить напасти скупого на влагу степного климата". (Марголин Я.)
Но вряд ли это имело бы большое значение, если бы ковыль не был бы столь прекрасен в пору цветения. Сколь велико бы ни было разнообразие злаков и других подобных им декоративных трав, бесспорно, по-своему выразительных и великолепных, есть в ковыле нечто, что делает его особенно притягательным и незабываемым. Какая-то чарующая магия, что-то запредельно-потустороннее, что мягко и ненавязчиво подчиняет тебя своей воле.
Стелет в поле седой ковыль светлых ковров пуховую пыль; нежно манит меня собой, ложно-мягкой ковыльной мглой; соблазняет седой волной и качает мой взгляд хмельной. Закрываю глаза, и вот - будто плед мой, как тёмный плот, по волнам ковыля плывёт, как по пене туманных вод. И всё громче меня зовёт ковыля океан вперёд. Где я? В мягкой перине сна? Или в тёплой седой волне?.. (Неизвестный автор)
Как и многих других замечательных растений, ковыля на первых порах у меня был всего лишь один кустик, и размножать его я большой необходимости не видела - чтобы можно было разместить на участке максимально большое разнообразие видов. Но когда возникла идея превращения участка в степную сказку, назрела необходимость в усилении того эффекта, который способен производить ковыль своими шелковистыми прядями: наполнять пространство полумистической, полуреальной сказкой, магическим сном... И тогда я принялась его размножать и рассаживать в разных частях сада.
Что облегчает задачу по уходу за ковылем - он не ползет корневищем, как некоторые другие злаки. У него мочковатый корень, дающий аккуратную куртину, которая может расти на одном месте 10 лет. Однако если вовремя не срезать его седые пряди, он будет распространяться с помощью самосева.
"Есть у ковыля еще более удивительное приспособление. Между его жесткими листьями во множестве вырастают легкие, гибкие «перья». Каждая ость — словно тонкая проволочка. В верхней части она густо опушена короткими, мягкими волосками, а в нижней — голая. Здесь, внизу, ость переходит в остроконечное утолщение наподобие наконечника копья. Это — зерновка. В ней за твердыми чешуйками спрятан плод ковыля, его зернышко.
Когда в середине июня зернышко вполне созреет, все перо вместе с зерновкой отламывается. Неугомонный степной ветер подхватывает его и несет, и кружит над землей, пока не затихнет. Тогда перо падает и неизменно вонзается зерновкой в почву.
Нижняя часть ости закручена в тугую спираль. И вот когда воздух становится хоть немного влажнее, например, к вечеру, спираль начинает раскручиваться. Она вращает зерновку и буквально ввинчивает ее в землю. Стоит же воздуху сделаться суше, спираль скручивается обратно, поворачивая зерновку уже в другую сторону, но все равно загоняя ее в глубь почвы". (Марголин Я.)
Таким вот удивительным способом сеются семена ковыля!
Как и все злаки, ковыль неприхотлив в выращивании. Он не нуждается в подкормках, любит солнце, нейтральные или щелочные почвы, и не выносит переувлажнения. Везде пишется, что ковыль сложно переносит деление корневища и совершенно не любит пересадок. Не знаю, я этого не заметила. Но, быть может, у меня просто зеленые пальцы?.. На всякий случай, вам не следует пренебрегать этим предупреждением, пока вы не убедитесь, что у вас тоже зеленые пальцы.
Цветение ковыля - это поистине уникальное явление, а в больших масштабах - и незабываемое, завораживающие зрелище. Многие туристы из разных уголков России съезжаются в этот период в Тульский музей-заповедник «Куликово поле», чтобы в полной мере насладиться этим зрелищем.
Для коренных жителей степей, в частности тех, где некогда происходили кровавые сражения, ковыль - символ скорби. Это плач матерей и жен, потерявших в битве своих сыновей и мужей, плач осиротевших детей и стариков. Ковыль - их волосы, безвременно поседевшие от горя.
Латинское название ковыля Stipa произошло от греческого слова Stipe, означающего "пакля", "волосы". И в самом деле - трудно подобрать ему более подходящее сравнение.
"Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа". (М. Шолохов "Тихий Дон")
К тому времени, когда заканчивается цветение ковыля, выпасать скот на остепненных лугах становится невозможно. Острые, как иглы, ости ковыля вонзаются в кожу и слизистую оболочку рта животных, причиняя им мучительную боль и вызывая отек и воспаление, а часто – и нагноение мест проколов. У этой беды есть свое название – «ковыльная болезнь».
Но ковыль наделен и целительными силами, лечит от разных недугов, особенно он ценится при болезнях щитовидной железы. Некоторые виды ковыля используется для восстановления почв. Из особой разновидности ковыля эспарто изготавливают искусственный шелк и бумагу. Многие виды ковыля занесены в Красную книгу, т.к. места его естественного произрастания стремительно сокращаются.
Для меня ковылья сказка не столь грустна и трагична, как для некоторых степняков. Для меня ковыль - красивейшее, удивительное и необыкновенное растение, наделенное одновременно и стойкостью, и магией очарования. Чем больше эмоций, ощущений, ассоциаций, образов во мне пробуждает растение - тем интереснее и привлекательнее оно для меня , а значит - в моем саду ему самое место! Именно таков ковыль.
С чем его не посади - картинка будет великолепна! Не только луговые цветы годятся ему в компаньоны, но и садовые "аристократы". Притягивая к себе взоры, пленяя необыкновенной текстурой, он не затмит культуры с крупными броскими цветками, не перетянет на себя все внимание, не умалит достоинств ни одного соседнего растения. Они лишь выиграют от такого соседства, создав в партнерстве с ним неординарный, неожиданный, удивительный эффект. Как раз в таких сочетаниях и прорастает сказка...
Сказочный, таинственный, магнетический ковыль.... Кому еще дана такая же власть убаюкивать, напускать чары, погружать в транс, в гипнотический сон?.. И о чем будет этот волшебный сон? О каких мирах, краях, временах, о каких существах?..
Сон, сон, осени мое дитя в ночной тени. Сны, сны, свет луны! В тишине ручьи слышны. Сон, сон пуховой! Мил младенцу венчик твой. Сон, сон, херувим над сокровищем моим. Улыбнись, улыбнись, счастья моего коснись! Я сама улыбнусь, в сумрак нежный окунусь. Вздох, вздох, голубок! Сон младенческий глубок. Я вздохну, улыбнусь, ни на миг не отвернусь. (Вильям Блейк "Колыбельная")
Согласно источнику, для Средней полосы подходят ковыль перистый (S. pennata),и ковыль волосатик (S. capillata) . А также ковыль Лессинга - он растет даже в западной Сибири.
Этот блог не только и не столько о том, как выращивать растения, сколько о том, как с помощью сада добавить в свою повседневность капельку творчества и волшебства. О том, как не упускать самые крохотные радости; о том, как взращивая и совершенствуя свою личность, превращать сад в Мудрого Учителя и в свое Место Силы.