Найти тему
Сам себе сэнсэй

Вадо-рю. Один из крупнейших стилей карате с уникальными особенностями.

В «большой пятерке» главных японских стилей карате, вадо-рю стоит особняком - как по происхождению, так и по технике. Кроме того, есть принципиальные различия в методике тренировок, и других аспектах. Чтобы понять это, нужно обратиться к личности создателя стиля - Хиронори Оцука. Его мастерство и уникальный опыт позволили создать нетипичное карате, которое, в принципе, вполне могло быть признано самостоятельным видом единоборств. Соединив ранее изученные им техники дзю-дзюцу и карате, Оцука создал стиль, который отвечал его представлениям об идеальном боевом искусстве.

Хиронори Оцука демонстрирует технику вадо-рю. Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/317151998738061086/
Хиронори Оцука демонстрирует технику вадо-рю. Фото с сайта https://www.pinterest.ru/pin/317151998738061086/

Действительно, у Хиронори Оцука было все для того, чтобы, создав свой стиль, отделиться и от карате, и от дзю-дзюцу. Он мог бы дать новому единоборству свое имя, как поступили некоторые мастера. Например, Намбу Ёсинао, создатель намбу-до, или Томики Кэндзи, создатель томики-рю. Но вместо того, чтобы объявить о создании «оцука-рю», мастер причислил свое детище к многочисленной семье карате (хотя, в те годы она еще была не столь многочисленной).

Хиронори Оцука с детства изучал дзю-дзюцу. Сперва наставником мальчика выступал его собственный отец, а позднее он стал учеником школы Синдо Ёсин-рю. Пройдя полный курс обучения в этой старинной школе, он получил мастерский сертификат, подтверждавший его высокую квалификацию.

Синдо Ёсин-рю – это классическая японская школа боевых искусств, вышедшая из нескольких старых направлений, и впитавшая их особенности. В данной школе широко использовались удары по уязвимым точкам, что, вероятно, впоследствии помогло Хиронори Оцука осваивать карате.

Бросковая техника вадо-рю. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=WxRSB-0jnr8&t=96s
Бросковая техника вадо-рю. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=WxRSB-0jnr8&t=96s

Будучи уже опытным мастером дзю-дзюцу, Оцука услышал о карате Гитина Фунакоси, и стал его учеником. Конечно же, он отличался от тех студентов, которые впервые в жизни перешагнули порог додзё. Думается, что в некоторых вопросах он ни в чем не уступал своему сэнсэю. Опыт и природная одаренность сыграли свою роль, и быстро помогли Оцуке стать инструктором карате.

Уже в те годы Хиронори Оцука начал задумываться о синтезе дзю-дзюцу и карате. Он начал понемногу менять технику карате, воплощая в жизнь свои идеи. Оцука отказался от жесткого блока, заменив его мягким отклонением удара и уходом с линии атаки. Грубую ломовую силу, стала заменять точность, ловкость, и скорость. После ухода в сторону, следовало выведение противника из равновесия, а затем –бросок.

Конечно, мастер такого уровня, да еще переполненный своими собственными идеями, не смог бы долго задерживаться в учениках. И в 1934 г., он открыл свое собственное додзё. Считается, что это было первый профессиональный зал карате в Японии.

К моменту открытия зала, новый стиль, фактически, был уже создан. Техника карате, кстати, была в нем не только от Гитина Фунакоси, но и от других окинавских мастеров: многое было взято от Мотобу Тёки и Мабуни Кэнва. И все это, конечно же, было дополнено арсеналом дзю-дзюцу.

Уход с линии атаки, и контратака. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=WxRSB-0jnr8&t=96s
Уход с линии атаки, и контратака. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=WxRSB-0jnr8&t=96s

Карате Хиронори Оцука свои имеет особенности в технике и методике преподавания. Прежде всего, это касается главной идеи стиля: использование силы противника против него самого. То есть, мастер использовал принцип дзю-дзюцу, который и здесь доказал свою эффективность. В отличие от мощного и агрессивного киокушина, вадо-рю –это мягкая сила, умение действовать не напролом, а используя промахи и ошибки противника. Для этого часто отдается инициатива, что создает у противника обманчивое ощущение превосходства.

В вадо-рю используются относительно высокие стойки, что обеспечивает хорошую подвижность, и возможность уходить с линии атаки, уклоняться, маневрировать. Все техники выполняются достаточно быстро. Точность имеет приоритет перед силой. Используется много толчков, подсечек, выведения из равновесия. И, конечно же, бросковая техника, которая сочетается с ударной из карате. Броски, как правило, завершаются жестким добиванием – как руками, так и ногами.

Наследие старых школ дзю-дзюцу: работа против меча. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=QiLKL4jiw3Y&t=60s
Наследие старых школ дзю-дзюцу: работа против меча. Фото с сайта https://www.youtube.com/watch?v=QiLKL4jiw3Y&t=60s

В обучении большое внимание уделяется ката, отработке перемещений, а также – обусловленному поединку – якусоку кумите. Еще одна особенность стиля – отказ от макивары и жесткой набивки тела.

В целом, это динамичный стиль, с быстрыми уходами, молниеносными контратаками, и сочетанием бросковой и ударной техники.

Несмотря на свой статус одного из крупнейших стилей, вадо-рю не так распространен, как, скажем, шотокан, или киокушин. Однако он достаточно популярен в Японии, а также в некоторых европейских странах, и США.