Этой осенью в нашем городке стало два ученика на семейном образовании. Один — незнакомый мне девятиклассник, а другой — мой сын. Вроде, какая разница, сколько нас, если наши дети не ходят в школу, и один старше другого на 8 лет. Но уютнее всё-таки знать, что нас тут огого, какая банда, а не всего двое на 20 тыс. человек.
Год назад в местном паблике во «ВКонтакте» я и выяснила, сколько нас. Тут же встрепенулись мамочки из детского сада, с ними воспитатели, заведующая и я столкнулись с волной удивления, недоверия, местами негодования и сочувствия ребёнку.
Я честно старалась подготовиться к реакции окружения. Репетировала отмазочные фразы и придумывала темы, на которые можно было перепрыгнуть.
Первые несколько попыток меня переубедить были похожи на вполне приличные разговоры. Спасали запасы дипломатии, вежливости, дружелюбности и всякого добра. Потом я устала отбиваться и отчаялась.
Решение обучать Лёву на семейном было принято несколько лет назад. И я, и муж уверены, что это лучшая альтернатива образованию в системе. Поэтому вариант «передумать» не рассматривался. Объяснения наши никто не слушал, и мы просто уходили от дебатов. В прямом смысле слова. Ногами.
Это дало интересный эффект — количество времени, проведённом в общении, стало резко меньше. Самого времени, естественно, стало больше. До весны. А, точнее, до 1 апреля. Тот самый день, когда родители первоклассников штурмом брали госуслуги, записывая ребёнков в школы. Хотя мы знали, что нам оно точно-преточно не надо, было тревожно. Все бегут, а мы сидим. Смотрим, как суетятся.
Чем ближе к сентябрю, тем чаще разговоры и со мной, и с Лёвой начинались по одинаковому сценарию: «О, какой большой! В школу? Рюкзак купили? Учительница хорошая? Буквы-то знаешь?» Зато не о погоде. Всяко разнообразие.
Жить стало спокойнее. А мою жизнь очень легко поколебать даже короткометражной дискуссией в раздевалке детского сада.
На два месяца до детсадовского выпускного наступила эмоциональная тишь да гладь. Ради полной конспирации можно было пропустить это мероприятие. К этому времени все дети уже распределились по школам, родители мысленно рассаживали детей за партами по принципу лучших друзей и ближе к доске, а Лев все ещё нигде толком не числился.
Было понятно, что сценарий «улыбаемся и машем» не прокатит, да уже и надоело. Решили мы пойти за Лёвкиной радостью, своим бокалом шампанского и прощанием с этим этапом взросления нашего ребёнка.
Вы уже поняли, что я трудно переношу конфронтацию? Да, так и есть.
До сих пор удивляюсь, насколько здорово мы провели тот вечер. То ли мой вопрос прозвучал вовремя, то ли родители в нашей группе такие хорошие…
Вопрос про социум — самый часто задаваемый.
А вот самый смешной: «Как же он научится рано вставать на работу, если не будет ходить в школу?»
Вот для чего школа нужна! За 11-то лет должны научиться и вместо петухов кукарекать. И почему я до сих пор завожу будильник (на самом деле 3)? А я с медалью школу закончила… Не помогло.
Что касается сына, ему всегда нравилась затея семейного обучения
И если его спрашивали, то он гордо отвечал, что без школы отлично справится, потому что его будет учить мама-филологиня и папа-инженер.
И ведь справляется.
Ажиотаж вокруг нашей инаковости прошёл. Мы стали нормальным исключением. Даже местной достопримечательностью. Интересуются, как у нас получается, кто-то из любопытства, кто-то для себя — на всякий случай.
Всё реже удивляются, всё чаще берут номер телефона, вдруг пригодится.
Мы начали. Страху было больше, чем собственно дела. Первый класс. Полёт нормальный.
Если вам близки беседы о семейном обучении, подписывайтесь на наш канал!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Яна Набокова, мама первоклассника на СО, педагог, писатель
Читайте другие статьи о социализации и семейном обучении:
Когда я пришла к директору, она глаза округлила и послала...
За 3 года на семейном хотел вернуться в школу только однажды...