Свой грандиозный памятник Вера Мухина ласково называла «Мальчик и девочка», ведь для неё эта работа стал самой большой и самой успешной. В далёком 1937 году скульптура «Рабочий и колхозница» покорила своим размахом и стройностью весь Париж. В какой-то степени шедевр Мухиной стал заложником мировой политической игры. На выставке во Франции российский павильон был расположен в низине вдоль набережной Пасси. Рядом располагался шикарный павильон Германии, поэтому СССР нужно было создать что-то настолько грандиозное и красивое, чтобы все внимание было переключено на советскую выставку. Монумент «Рабочий и колхозница» был создан Мухиной в рекордно короткие сроки и сразу попал в закрытый архитектурный конкурс, где безоговорочно вырвал победу у шести финалистов.
По заключению комиссии, Мухина смогла лучше всех понять и оформить «архитектурную композицию павильона» и создать скульптуру, которая могла бы показать всю мощь Советского союза. Но одна скульптурная деталь всё же напрягла комиссию. Многим не давал покоя развевающийся шарфик на шее колхозницы, который придавал монументу ту самую стремительность и динамику. Но Вере Мухиной удалось отстоять свою задумку, и знаменитая парочка поехала на выставку в своём исконном обличии. Стоит отметить, что работа над шарфиком была одной из самых кропотливых. Вместе с профессором П. Н. Львовым они долго изобретали способ удержания шарфика на лету, так, чтобы он выглядел естественно и красиво.
Основной остов монумента был создан на заводе «Стальмост», а вот над головами рабочего и колхозницы пришлось долго повозиться. Обычный способ изваяния здесь не сработал, поэтому начали искать другие пути решения. Сперва были созданы деревянные формы голов, которые заполнили глиной. Позже формы сняли, а из полученных глиняных болванок начали лепить головы и лица.
Перед тем, как отвезти монумент на выставку в Париж, его тщательно собирали на заводском дворе в три смены. Под бдительным контролем Мухиной сооружением занимались 160 человек и один 35-метровый кран. Общий вес статуи получился порядка 75 тонн, а высота до конца серпа составила 23,5 метра! На выставку монумент везли в разобранном виде в 28 вагонах, а по приезду начали собирать заново. На полную сборку был отведен целый месяц, но команда Мухиной справилась с этой задачей всего за 11 дней!
На выставке в Париже памятник произвёл настоящий фурор, а самая большая толпа была возле «Рабочего и колхозницы». Но после оглушительного успеха пришло оглушительное разочарование. С монументом Мухиной поступили довольно грубо и несправедливо. Демонтаж происходил быстро и спустя рукава. Детали скульптуры, как металлолом сгрузили в вагоны и увезли обратно в Россию. Власти не собирались ставить памятник на Родине, поэтому везли его как отработанный материал.
Позже власти опомнились и решили, что надо бы победителя выставки увековечить и восстановить. К работе снова подключили Веру Мухину, которой пришлось многие детали изготавливать заново. Сроки поджимали, поэтому из-за спешки страдало качество. Стыки клали неточно, а щели просто прикрывали куском железа. Почти в три раза был ниже постамент для композиции, и это сильно удручало Мухину, которая прозвала его в итоге «пеньком». Одно разочарование сменяло другое. Вера Игнатьевна хотела, чтобы «Рабочий и колхозница» стояли на Воробьёвых горах всем ветрам назло. Но начальство распорядилось иначе и велело поставить грандиозный монумент на ВДНХ.
Больше 70 лет скульптура простояла на низком пилоне и начала основательно портиться. В 2002 году по распоряжению правительства Москвы начались работы по ресторации знаменитого памятника. Скульптуру демонтировали, разобрали на 40 деталей и провели тщательные реставрационные работы. Всё началось в 2003 году и закончились только в 2009 году, в связи с временной заморозкой проекта из-за подозрения в хищениях выделенных средств.
Радует, что памятник вернули на тот самый - высокий постамент, на котором «Рабочий и колхозница» стояли во время выставки в Париже в далёком 1937 году. Теперь шедевр Мухиной является одной из главных достопримечательностей Москвы и символом бывшего союзного государства.