Найти тему
Жизнь в движении

Тридцать три километра в никуда: История одной из немногих оставшихся пассажирских узкоколеек в России в Архангельской глуши

В воздухе витал привкус промозглой пасмурной осенней погоды и пожухлых листьев, а северная тайга готовилась к долгой зимней спячке. Сверху накрапывал противный холодный дождь, под ногами хлюпало кочки болотины, коих здесь немало. И это всё не могло помешать нам добраться до заветной точки.

Места вдоль Онеги между Каргополем и Плесецком и без того малонаселенной Архангельской области можно без преувеличения назвать настоящей таежной глушью Русского Севера. А оказались мы здесь совсем не случайно - приехали посмотреть на одну из немногих действующих узкоколейных железных дорог России.

-2

Когда-то в советские времена по всему Русскому Северу и не только, таких узкоколеек было довольно много. По ним вывозили лес, торф и прочие природные богатства, потребляемые экономикой большой страны. После распада СССР в 90-е годы многие из них были ликвидированы вместе с предприятиями.

-3

Некоторым же узкоколейкам повезло дожить до наших дней, обеспечивая единственную связь с цивилизацией для многих затерянных таежных поселков.

Липаковская «УЖД» с сохранившимся пассажирским движением как раз одна из таких семи узкоколеек страны.

Обустройство жизни на Русском Севере таково, что люди селились здесь вдоль рек и озер, и между ними в таежной глуши никакой жизни и не было.

-4

Жизнь там, где вода, рыба и мясо. Так и появились сотни лет назад многочисленные деревни Кенозерья, Каргополья, Онежья со своими интересными и необычными названиями – Шуреньга, Вознесенская, Першлахта, Самково.

А Липаково как поселок образовался только в конце 1940-х годов, когда на месте будущего поселка организовали леспромхоз и для работы набрали как местных жителей, так и завезли немало депортированных поволжских немцев.

Поселок быстро рос, для вывоза леса построили узкоколейку, уходящую на десятки километров вглубь тайги на запад и вместе с железной дорогой на болотах, построили еще два поселка лесорубов – Лужму и Сезу.

-5

От узкоколейки в сторону многочисленных делянок расходились «усы» железной дороги, и общая протяженность «железки» достигала почти 80 км. Самый дальний ус даже пересекал грунтовку «Нижнее Устье – Североонежск.

В конце 80-х – начале 90-х интенсивность движения достигала до 10 поездов в сутки под круглосуточным управлением дежурного в Липаковском диспетчерском пункте.

В середине девяностых леспромхоз постепенно начал разваливаться, вывоз леса сокращался и к началу двухтысячных полностью прекратился. Люди начали постепенно разъезжаться в другие районы и регионы страны.

-6

Узкоколейку постепенно разбирали, тепловозы растащили, но 33 км железной дороги от Липаково до Сезы оставили. Иного способа добраться до цивилизации у жителей двух затерянных в глуши поселков нет. Сплошные болота вокруг, глухие леса и более ничего.

Сейчас поезд ходит от Липаково до Сезы всего два раза в неделю – по средам и пятницам. Раньше депо было в Сезе, но теперь состав из одного тепловоза старенького ТУ6А (1986 года выпуска) и пассажирского вагона ПВ40 стоит в Липаково.

Нам немного не повезло, в Липаково приехали в воскресный день и проехать на пассажирском поезде не удалось. Решили прогуляться от тупика до станции Онега – так называется станция в Липаково.

Тепловоз ТУ6А в тупике выглядит порядком «уставшим» и с облупившейся краской. Рядом стоит такой же «уставший» пассажирский вагон. Запрыгнули внутрь – никаких дверей у него нет.

В вагоне на полу пустые коробки, по центру печка- буржуйка, на окнах занавески – даже уютно немного. Зимой в сильные морозы ехать здесь совсем не жарко.

Прошли в сторону станции, на запасных путях стоит старенький снегоочиститель, рядом бывший пассажирский вагон, у сарая пара дрезин.

Помост платформы у станции давно сгнил. Да и само здание станции не в лучшем виде и закрыто, именно здесь размещался в былые годы диспетчерский пункт.

Но даже в таком состоянии – это состав «жизни». В отдаленные поселки на нем доставляют продукты, перемещаются местные жители, доставляют почту.

Местные рассказывают, что поселки пытаются расселить уже который год и полностью закрыть узкоколейку, но пока у местных властей это не очень получается. А посему Липаковская УЖД продолжает быть связующей нитью в Русской глуши.

-11

Самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!