ВОПРОС: Расскажите, пожалуйста, о себе.
Возглавляю школу «Цюань шу». Родился в 1965 году в Москве.
Заниматься кунг фу стиль «Цзыжань мэнь» начал в 14 лет (1979 г.)
С момента начала занятий и по сей день практикую только кунг-фу «цзыжань».
Первая группа была набрана в 22 года (1987 г.), это начало преподавательской деятельности, которая длится по сей день в рамках школы «Цюань шу».
ВОПРОС: Откуда пошел стиль Цзыжань мэнь, с какими направлениями связан?
Стиль Цзыжань мэнь переводится как "естественный стиль" или "врата естественности". Точное происхождения стиля неясно. Легенд возникновения много. Известно, что это северный внутренний стиль, который преподается в сочетании с дыхательными техниками. Стиль опирается на даосскую философию. Он сочетает в себе дыхательные практики, медитации в движении и боевые практики. Стиль Цзыжань мэнь укрепляет дух, ум, энергию Ци и физическое состояние. Практикующие стиль считают, что тело будет находиться в гармонии с разумом и жизнь будет долгой и здоровой.
ВОПРОС: Китайские стили боевых искусств принято классифицировать по разных характеристикам – северные и южные, жесткие и мягкие, внутренние и внешние. К каким из них можно отнести Цзыжань мэнь?
Классификация китайских стилей боевых искусств на северные, южные, жесткие, мягкие, внутренние и внешние является условной. Они все имеют одни корни, выходят из одной техники, из китайской культуры как таковой. Стиль Цзыжань мэнь не исключение. В нем, как и в любом традиционном направлении китайских боевых искусств, есть все характеристики, присущие внешним стилям (жесткость, резкость, сила) и внутренним (плавность, мягкость, непрерывность движений). Нельзя отделить внешнюю наработку техники от внутренних личностных изменений. Любой полноценный стиль должен создавать гармонично развитую личность, давать реальные умения, а также физическое и психическое здоровье.
ВОПРОС: Как Вы познакомились со стилем Цзыжань мэнь? Где нашли учителя?
Заниматься я начал в 14 лет, в 1979 году. Учитель мой был из Китая, в то время он жил и работал в Москве. У него было условие: заниматься я должен был каждый день. Это продлилось 5 лет. Мой одноклассник, который первым попал к нему на занятия не выдержал такой ритм, я же смог. И занимаюсь, и преподаю по сей день.
ВОПРОС: В чем состоят особенности стиля? Каков он в техническом плане?
В Цзыжань мэнь большое внимание уделяется, в первую очередь, здоровью. Это дыхательные практики "Туна", техники, близкие к тому, что принято называть "цигун". Также большое внимание к растяжке, так как в стиле присутствует много низких стоек ("мабу", "гунбу", "пубу"), а также высоких ударов ногами. Очень важным является физический аспект. Это не только огромный арсенал физических упражнений (отжимания, приседания, планки, упражнения на пресс...), а также набивка всего тела (рук, пресса, ребер, ног, укрепление кулаков).
ВОПРОС: Существуют ли какие-то уникальные, узнаваемые особенности стиля? Каким элементам отдается предпочтение?
Если в большинстве стилей изучается определенный набор технических действий, например, с предпочтением к верхним или нижним ударам ногами, к коротким импульсным ударам или амплитудным ударам руками, (например, очевидные различия между звериными стилями или между такими стилями, как вин чун, шаолинь цюань, тайцзицюань), то в моей школе "Цзыжань мэнь" изучаются технические возможности человека как такового. Так как я воспринимаю боевые искусства не только соревнованиями, но и реальной самозащитой, то появляются дополнительные ступени обучения, то есть, например, все блоки, удары ногами, руками отрабатываются из положения "ровно" (руки по швам). В жизни вы не всегда можете принять боевую стойку, да и не всегда это нужно - показывать свои намерения, ведь дело касается защиты своего здоровья и жизни. Поэтому нужно уметь делать защитные действия (удары ногами, одиночные и двойные удары руками, блоки, атаки и контратаки) из вольных положений. Это, конечно, не исключает изучение стоек и перемещений. Вся техника ударов изучается не как отдельный удар, а как часть круговой траектории (есть базовые траектории круговых движений руками и ногами, которые сплющиваются, вытягиваются или используется часть траектории, которая становится блоком или ударом). То есть, научившись делать правильно круг рукой, вы одновременно научились делать верхний и нижний блоки, а также прямой и боковой удар; каждый круг учит вас делать несколько технических действий (блоков, ударов). Вся техника взаимосвязана. Даже физическая подготовка имеет смысл не только для наработки силы, выносливости, но и, главное, она учит вас правильному, согласованному напряжению всего тела во время исполнения технических действий (блоков, ударов). Вся техника изучается по принципу пирамиды: простые базовые движения (круги, шаги, стойки; всевозможные комплексы физической нагрузки; дыхательные комплексы; комплексы на растягивание мышц) являются основанием. Их приходится отрабатывать долго, тщательно, нудно, со стороны это может казаться скучным и не таким интересным (как, к примеру, занятия боевыми искусствами при фитнесе, где уже на первой тренировке вы начинаете стучать по грушам, и вам говорят, что вы молодец). Но, несмотря на то, что каждый следующий технический слой становится сложнее, отрабатывать его и проще и быстрее, опираясь на умения и знания, полученные ранее. А "вершиной" станет то, что, кажущиеся сложными для выполнения связки, достаточно будет просто увидеть, для того, чтобы их исполнить. При всей видимой сложности и замысловатости техники, при правильном подходе к ее изучению, она проста и естественна в исполнении, так как любая связка должна быть функциональна и реально выполнима. Иногда, видя со стороны демонстрацию связки, некоторые "эксперты" в области боевых искусств начинают критиковать "реальность и нереальность" техники, опираясь на свой опыт занятий боксом или ММА. Хотелось бы пояснить: есть технические действия, которые мы видим на ринге: они функциональные, быстрые, сильные, но бойцы вышли на ринг, поклонились друг другу, показали, что они готовы начать, увидели, что рефери контролирует ситуацию и вовремя остановит процесс - и начали бой. Это принцип боксирования. Связки же больше отражают реальную уличную ситуацию: к вам подошел человек, вы стоите ровно, не проявляя никаких антиагрессивных действий, поэтому при любом техническом действии по отношению к вам (не из стойки!) связка может быть выполнена, так как у нее есть статичное начало (т.е. вас схватили, толкнули, просто подошли близко), что дает возможность ее исполнить (такой принцип практикуется, например, в крав-мага). Связка - это не та техника, которую надо вставить в свободный бой. Но при этом, я ни в коем случае не утверждаю, что не нужно отрабатывать умений реагировать на удары или же самому уметь наносить удары, свободно боксировать. И эти навыки отрабатываются при регулярных учебных спаррингах. То есть взрывное исполнение связки из трех-пяти движений и свободное боксирование - это два отдельных, параллельных направления отработки техники.
ВОПРОС: Какую роль в Цзыжань мэнь играет прикладной аспект?
Неотъемлемой частью стиля является отработка прикладной техники школы. Все удары руками и ногами обязательно отрабатываются в воздух, что позволяет достичь максимальной скорости и точности движений. Например, при отработке ударов ногами в воздух, нарабатывается равновесие и баланс. То есть, когда удар наносится в какую-то поверхность (макивара, спарринг-партнер) и достигает цели, проще не только сохранить баланс, но и сделать несколько атакующих движений в одной связке, без потери целостности и скорости. Также все удары должны простукиваться по макиварам, мешкам, лапам. Все связки обязательно отрабатываются в паре. Как говорил Теки Мотобу, основатель Мотобу-рю Кемпо, известный боец с Окинавы: "Нет ничего хуже, чем боевые искусства, неэффективные для самозащиты". Лично в моей школе еженедельно обязательно проводятся спарринги между учениками школы, которые к этому технически готовы. А также школа неоднократно проводила дружеские спарринги между представителями разных школ и напрвлений (карате, вин чун, крав-мага, рукопашный бой, русские стили...).
ВОПРОС: В уэчи-рю есть санчин, в юнчунь байхэ цюань -саньчжан. Есть ли свой стержневой комплекс в Вашем стиле?
Как и в других стилях боевых искусств (кунг фу, ушу), мы изучаем комплексы формальных упражнений Тао лу. Помимо разнообразных технических сочетаний, связанных в единый комплекс, Тао лу является своего рода хранилищем всей техники школы. Все связки в Тао лу отличаются друг от друга, нет повторений. Тао лу школы состоит из шести частей, продолжительность каждой из которых (в среднем темпе) составляет 10 минут.
ВОПРОС: Как известно, карате произошло от китайских стилей боевых искусств. Но сегодня оно превосходит их по популярности. Почему так произошло?
Китайские мастера кунг-фу, попав на Окинаву, стали открывать первые школы. Тогда и появился термин "карате". На мой взгляд, популярность карате опирается, в первую очередь, на более простую для изучения технику (техника карате намного проще техники кунг-фу). Сам Гитин Фунакоси (основатель стиля Сётокан) говорил: "В прошлом считалось, что потребуется около трех лет, чтобы выучить одно ката, и только люди, достигнувшие большого мастерства, знали три или, самое большое, пять ката". В кунг-фу же только базовая подготовка занимала не менее 15-ти лет. Именно этим объясняется сегодняшняя популярность карате - простотой в изучении. Но это одна из сторон. Главное, что привлекает многих, это возможность принимать участие в соревнованиях по карате не в полный контакт. Таких соревнований много. Это позволяет создавать иллюзию владения боевыми искусствами, получать медали и грамоты в комфортных и безопасных условиях. В первую очередь, это привлекает родителей, которые беспокоятся за здоровье своих детей, забывая при этом, что боевые искусства - это, в прежде всего, самооборона.
ВОПРОС: Чем, по Вашему мнению является окинавское карате: самостоятельной разработкой на базе китайских источников, или же полной копией части того или иного стиля?
Думаю, что окинавское карате является самостоятельной разработкой на базе китайских источников. Считается, что именно стиль Журавля был положен в основу окинавского карате, но, на мой взгляд, японскими мастерами он был осознан, переосмыслен и переродился в совершенно отдельную школу, которая, в свою очередь, дала развитие огромному числу стилей традиционного карате. Также на технику карате огромное влияние оказало искусство владения мечом (кэндзюцу).
ВОПРОС: В чем карате похоже на кунг-фу, а в чем они различаются?
Традиционные школы карате в Японии, в которых уделяют большое внимание технике поединка, будут мало чем отличаться от внешних шаолиньских школ кунг-фу (как японское "кудо" и китайское "саньда"). Боевые аспекты и практическое применение в карате и кунг-фу должны быть одинаковыми, так как карате вышло из кунг фу. Различий между ними также немало. В кунг-фу уделяют огромное внимание оздоровительным практикам: дыхательные упражнения ("туна"), комплексы цигун; существуют целые стили, направленные на физическое здоровье, такие как "тайцзицюань". Арсенал оружия, которое используют в китайских школах боевых искусств огромен: короткое оружие - сабля, меч и т.д; длинное оружие - копье, палка, большой изогнутый меч да дао и т.д; парное оружие - парные сабли, мечи, крюки и т.д.; гибкое оружие - девятизвенная цепь, веревка с шаром шэн бьяо и т.д. Сама механика движений в китайских стилях единоборств намного сложнее японских.
ВОПРОС: Каково место боевых искусств в современном мире? Не исчезнут ли они под натиском популярных спортивных единоборств, в первую очередь – ММА?
Восточные единоборства, помимо прикладной техники, несут в себе большой духовный пласт знаний. Нельзя отделить одно от другого. Прикладная техника, здоровье и духовное совершенство - это неотъемлемые составляющие восточных боевых искусств. В спортивных дисциплинах, как и в любом профессиональном спорте, здоровье не является главным критерием. Тут главное - это достижения, медали, звания. В восточных единоборствах главное - пронести занятия через всю жизнь. Если вы услышите фразу "старый мастер", то, наверное представите человека, занимающегося восточными единоборствами, а не ММА. Думаю, что боевые искусства исчезнут только тогда, когда исчезнет желание духовно совершенствоваться.
ВОПРОС: Как Вы относитесь к соревнованиям по кунг-фу? Может ли кунг-фу быть спортивным?
Термин "кунг-фу" не совсем корректный. Кунг-фу - это "усердие" в чем-либо. Им нельзя заниматься, кунг-фу можно только показать, как умение. А если взять более верный термин, например "ушу" (у-воинское, шу-искусство) или "цюань шу" (искусство кулачного боя), то сами названия говорят о том, могут ли они быть соревновательными. Ушу начиналось с умения скакать на лошади и стрелять из лука. Можно ли назвать умение воина соревновательным? Боевое искусство и заключается в том, чтобы обезвредить врага. Все, что нужно применять в боевой технике - невозможно в спортивной. Поэтому, когда из боевой техники пытаются сделать спорт, то исчезает боевая техника и рождается спорт. На мой взгляд, эти два понятия никогда нельзя будет соединить. Но это не значит, что такую разновидность тренировки, как учебный спарринг, из чего, в общем-то и выходят спортивные направления, можно исключить из программ тренировок. Соревнования - это не конечный этап обучения в единоборствах, а лишь один из разделов отработки техники. От себя, чтобы было яснее, пример. Вот идете вы по улице, к вам подошел агрессивно настроенный человек... Что вы сделаете для того, чтобы защитить свою жизнь? Встанете в красивую стойку, переведете его в партер, несмотря на осень, лужи и грязь.., не обращая внимание на то, что он может быть не один и попробуете провести "болевой на локоть"..? Или нанесете удар в пах, колено, горло? Это вас защитит в жизни, но дисквалифицирует в любых спортивных соревнованиях.
ВОПРОС: Расскажите, пожалуйста, о своей школе.
У меня занимаются люди от 25 до 45 лет. Это люди, у которых не одно высшее образование. У многих сложная и напряженная работа. Но, несмотря на это, на занятиях они готовы учиться новому, выкладываться физически и максимально напрягать ум, для понимания довольно-таки сложной техники. При этом, они не против проводить регулярные учебные спарринги, а также участвовать в открытых коврах с представителями разных школ и направлений. Моя школа - это здоровье, духовное совершенство и реальные умения.
ВОПРОС: Какие у Вас дальнейшие планы?
В планах у меня: чтобы хватило сил и желания заниматься с теми, кто хочет учиться, потому что таковых становится все меньше. Современный мир не располагает к философствованию и физическому напряжению. Все больше предпочитают тратить время и силы на карьеру, а не на здоровье, хотя без него мало что имеет смысл. Относиться к процессу обучения серьезно и ответственно –дело нелегкое.