Так уж сложилось, что своих конструкторов оружия в Канаде было немного, да и у имевшихся истории бывали так себе - например, как у небезызвестного Росса, который, вовсе не будучи коренным канадцем, умудрился зато "наградить" канадскую армию худшей из винтовок Первой мировой войны. Завод Джона Инглиса не только не выпускал оружия своей собственной конструкции, но и вовсе от Инглиса сохранил к началу крупномасштабного выпуска Browning Hi-Power только имя основателя. Так что компания, основанная Хербертом Уильямом Куи, открытая им в 23-летнем возрасте в 1903 году, для Канады - не просто "одна из": в отличие от прочих производств, работавших по сути на госзаказ и с лицензионными конструкциями чужого авторства, фирма Куи была частной и выпускала оружие его собственной разработки.
Изначально фирма, основанная Куи после обучения в железнодорожной мастерской, с оружием не была связана - зато он, в частности, уже с 1907 года собирал автомобили, в конструкцию которых вложил ряд собственных разработок (в частности, подогрев топлива, головки с двумя выпускными клапанами на цилиндр). Бизнес пошел удачно - спустя несколько лет Куи уже приходится переезжать в более просторное помещение, но на его дальнейших планах ставит крест начавшаяся война.
Фабрика перепрофилируется на производство малокалиберных тренировочных винтовок и мелких запчастей к армейскому оружию - в частности, прицелы для винтовок того самого Росса поставляла именно фирма Херберта Куи, о чем не ленилась сообщить клеймом HWC на основании целика.
И, хотя вскоре от этих винтовок армии уже пришлось со скандалом избавляться, на новом для себя поприще Куи не только завоевал хорошую репутацию, но и обзавелся полезными связями - а, учитывая, что тогда "в верхах" идея собственного канадского производства оружия была весьма актуальна, новый профиль фирма Куи так и сохранила в дальнейшем при благоприятствовании со стороны властей.
Имея опыт полноциклового производства только "мелкашек", Куи с них и начинает: в 1919 году начинает продаваться Cooey Canuck, винтовка, которая спустя пять лет получит премию Британской имперской выставки в Уэмбли. Простая однозарядная "болтовка", недорогая и неприхотливая - но именно она, как в итоге показала история, и стала "лицом" фирмы.
Винтовка, использовавшая изначально не только "двадцать вторые" патроны кольцевого воспламенения (от .22 Short до .22 Long Rifle), но и ныне вышедшие из употребления "двадцать пятые" (.25 Short, .25 Long), показала себя точной (спасибо качественно обработанному стволу с 8 нарезами) и надежной - ломаться в ней было просто нечему. Затвор запирался непосредственно рукоятью за ствольную коробку, коротенькое цевье позволило вывесить ствол самой малой кровью из возможных. И все это стоило 8,75 канадских долларов в любом магазине страны, на что особо упирала реклама (для сравнения - средняя канадская семья тогда за неделю тратила на еду 15-16 долларов!).
Идея оказывается удачной - ежегодно Куи продает несколько тысяч своих винтовок и начинает развивать идею дальше. К 1929 году его фабрика уже перестает справляться с объемом заказов и перезжает снова - на этот раз из Торонто в Кобург (провинция Онтарио).
На новом заводе начинает выпускаться и новая винтовка - Cooey Ace (трех модификаций - от Ace 1 до Ace 3), которая, несмотря на компактность и "игрушечный" вес в полтора килограмма, была отнюдь не игрушкой.
Сохранив основные черты изначального Canuck, Ace становится удобнее за счет удлиненного цевья и выгнутой рукояти затвора, получившей большой шар-наконечник. Главная конструктивная особенность винтовок, разработанных Куи - это использование полувзвода ударника: при перезарядке он только отводился от касания с закраиной патрона на небольшое расстояние, на боевой взвод его нужно было ставить вручную, оттягивая назад до упора. Учитывая, что винтовку чаще всего покупали для начального обучения сыновей (та самая североамериканская традиция дарить винтовку на Рождество, старательно поддерживавшаяся и рекламой оружейников), такая дополнительная мера безопасности была не лишней. Ну, а сами эти винтовки для канадцев быстро успели стать примерно тем же, что и ТОЗ-8 для нас: оружием, из которого если не стреляли все, то все уж точно он нем слышали.
Любопытный факт из истории - зарегистрированный случай успешной самообороны от медведя гризли в 1953 году произошел именно с использованием Cooey Ace.
Причем, как впоследствии выяснилось, этот медведь, застреленный 63-летней Беллой Твин, был и вовсе рекордным по размеру.
В 1939 году выходит винтовка, названная без затей: "модель 39". Здесь цевье еще больше удлиняется, нерегулируемый целик заменяется регулируемым. В целом же конструкция остается той же, с которой Куи и начал в 1919 году.
Эта винтовка стала последней однозарядной в истории компании - параллельно с ней начала собираться "модель 60", имевшая 10-зарядный подствольный магазин (при использовании патрона .22 LR, патронов .22 Short в него умещалось 15 штук).
Однако это было не самым удачным временем: с началом Второй мировой войны фабрика Куи вновь переходит на армейские заказы, выпуская тренировочные винтовки М82 - причем многие из них до сих пор служат в Королевском канадском авиационном кадетском корпусе.
После войны ведущую роль в компании начинает играть сын Херберта Куи - Хьюберт. Он, в частности, разрабатывает самозарядную винтовку, которая начинает выпускаться на "вспомогательном" заводе в Лейкфилде с 1964 года под логичным названием "модель 64".
Однако увидеть успех своей конструкции он не успевает - после смерти Хьюберта Куи завод переходит в собственность Winchester, продолжающих выпуск некоторых винтовок под своей маркой (так, например, Cooey Model 60 превращается в Winchester Model 600), а конкретно "шестьдесят четвертая" начинает выпускаться уже как Lakefield Arms 64, а с 1995 года - как Savage Model 64 (поскольку именно Savage выкупает лейкфилдский завод)- и, кстати, выпускается по сей день.