Найти тему
Maestro Z

Возвращаясь к «Табели о рангах». Кто есть кто? Часть 2.

Оглавление

В первой части мы познакомились с Уставом службы на судах министерства морского флота СССР и поговорили о роли капитана.

А теперь спустимся к основанию служебной пирамиды и поговорим о фундаменте оной, ибо без фундамента не строится ни одно здание.

Итак, фундаментом любого экипажа является рядовой состав. Впрочем это относится не только к экипажу судна, но и к любому трудовому коллективу и даже к самому государству.

Без простого работяги ничего не получится!

Матросы

– это палубная команда общесудовой службы. У каждого имеются свои обязанности и заведования. Они бывают старшие, 1, 2 класса и даже без класса. Общее их количество колеблется в широком диапазоне от нуля и до нескольких десятков, в зависимости от типа и назначения судна.

Боцман является начальником всего этого «сборища». Но и боцманов может быть несколько. Например, на парусных судах у каждой мачты свой боцман и своя команда. А над ними старший боцман. Я вам так скажу: палубная команда - это самые счастливые люди на пароходе. Почему? Потому, что на них лежит меньше всего ответственности. «Круглое катай, плоское таскай. Бери больше, кидай дальше, пока летит отдыхай!» - народная мудрость. Делай, что прикажут, и ни о чём не думай. Тебя вовремя накормят, обстирают, вымоют в бане, а если сочтут нужным, то окромя зарплаты и премию дадут.

Матросы на все руки мастера. На них швартовка, грузовые операции, шкрябка ржавчины и покраска. Палубу драить – тоже они. Приёмка топлива машинной командой тоже без матросов не обходится. Матросы несут вахту на руле в море и у трапа в порту.

Короче, без матросов никуда.

Правда, в последнее время, в погоне за коммерческой выгодой, судовладельцы очень сократили численность экипажей. Матросы почти «вымерли». Их работу выполняют другие. Бывало такое, что боцман есть, а матросов нет. Некем ему командовать. Я и сам, будучи старпомом, случалось, таскал концы, шкрябал и красил. А что делать? Кто-то должен….

Мой путь тоже начинался с матросской каюты, и потом я частенько захаживал «на огонёк» в гостеприимные их жилища. И хоть дружба командиров с рядовыми никогда не поощрялась, там я чувствовал себя непринуждённо, там можно было расслабиться в дружеской атмосфере.

-2

Соседями палубной команды по общесудовой службе является

хозяйственная команда.

Повара, камбузники, завпродскладом (артельщик), уборщики (дневальные), прачки, буфетчики и официанты находятся в составе экипажа, чтобы этот экипаж кормить, обстирывать, убирать продукты жизнедеятельности и вообще следить за санитарным состоянием судна.

Оказание интимных услуг тоже возлагается (по желанию) на отдельных членов хозяйственной команды. Работа у хоз. команды порой далеко не «сахар», а зарплата часто ниже матросской.

Обязательное профессиональное образование имеют только повара. Остальные могут и не иметь его совсем. Хотя на современных пассажирских лайнерах даже самый распоследний уборщик должен иметь соответствующий документ о прохождении обучения. Не говоря о том, что все члены экипажа без исключения должны проходить специальные тренажёры по борьбе за живучесть судна и выживанию на море в экстренных случаях. Но когда-то и этого не требовалось. Человеку, изъявившему желание поработать в море, присваивалась квалификация матроса без класса и вот вам готовый уборщик или камбузник.

Большим плюсом хозяйственной команды является то, что с ними все дружат. А как же! Эти люди ближе всего к камбузу. Через них всегда можно разжиться необходимой, в известных случаях, закуской, или, скажем, вне очереди и качественно постирать робу, личные вещи, раздобыть полезные моющие средства и разную необходимую в хозяйстве мелочь. Ну, а женский пол этой команды имеет отдельный статус. Вы понимаете, о чём я? Им же, как будто, ни от кого ничего не нужно. «Жрут, пьют, серють где попало! А ты за ними убирай! Особенно эти «маслопупы» гадят, сволочи!» - так думают они, и часто выражают свои мысли вслух.

-3

Теперь перейдём к рядовому составу машинной команды

Электромеханической службы. Те самые «маслопупы» живут, как правило, рядом с матросами, но работают гораздо ниже всех остальных. Мотористы 1 и 2 –го класса, старшие мотористы, электрики, токаря, сварщики, машинисты различных установок обеспечивают работу многочисленных механизмов, стального организма любого современного судна. Работа грязная и не благоухает цветочными ароматами, а потому и оплачивается она несколько выше, чем матросская.

-4

Машинной команде даже молоко за вредность дают, отпуск у них больше и на пенсию они выходят на пять лет раньше других моряков. Каждый из них так же имеет свои обязанности и заведование, неся вахты в машинном отделении под руководством своего вахтенного механика.

Так случилось, что я и в машинной команде работал, так что знаю, в какую сторону гайки крутятся!

Рядовой состав он потому и рядовой, что стоит в одном ряду. В «низах» царит более непринуждённая раскованная атмосфера. Отношения более неформальные, нежели наверху. Часто вместе «оттягиваются» после вахты, а частенько дружба не заканчивается и на берегу. Случается, что и морды бьют в порыве страсти или алкогольном угаре, но вскоре мирятся и братаются. Всякое бывает.

Есть категория начальников, которая не поощряет дружбу в рядах подчинённых. «Разделяй и властвуй!» - их девиз. Но я считаю, что без дружбы в море было бы совсем туго. Всё дело в конкретных людях. На одних можно положиться в любой ситуации, на других нельзя. А есть такие, которые выполнят все приказы, но их нужно держать на «коротком поводке и в суровом ошейнике».

В следующей части мы поднимемся по иерархической лестнице и начнём разговор о командном составе.

А пока до свидания, до новой встречи.

Не забывайте меня.