«Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно».
(с) Генрих Мюллер, «Семнадцать мгновений весны».
Римские императоры, начиная с Юлия Цезаря, были полностью согласны с Мюллером и набирали свою личную конную гвардию именно из германцев. Обычно из батавов — одного из варварских племён, союзных Риму. Даже после участия батавов в мятеже Цивилиса ситуация не изменилась, римские власти продолжали доверять свою жизнь представителям этой германской народности.
Изначально такая конная гвардия называлась Germani corporis custodes (германский охранный корпус). Юлий Цезарь во время войны в Галлии набрал тысячу конных воинов из германцев, которые заведомо не имели ни родственных, ни иных связей как с галлами, так и римскими политическими кланами. Только им он мог доверять всецело, и германцы его доверие полностью оправдали, не раз спасая ему жизнь на поле боя.
Октавиан Август продолжил традицию. При нём германская конница, служившая лично императору, называлась Caesaris Augusti corporis custodes. Император Траян переименовал гвардию конных телохранителей в Equites singulares Augusti (личные всадники Августа), позже их стали звать equites singulares imperatoris nostris (личные всадники сопровождения императора), а в период домината — equites singulares domini nostris. Помимо императора, такие же конные отряды служили наместникам римских провинций.
Между тем, у всех римских высших магистратов со времён Республики уже имелась личная охрана, положенная им по статусу. В частности, консулов всегда сопровождали 12 ликторов. А диктаторам (и впоследствии императорам) полагалось по 24 ликтора. Притом в отличие от каких-то конных варваров, не предусмотренных никакими римскими законами, ликторы официально не только имели право, но и были обязаны как защищать консула или диктатора, так и выполнять все его приказы, вплоть до казни любого человека, на которого тот укажет.
Кроме ликторов, которых было всего 24, охрана римских императоров была поручена преторианской гвардии. Уже во времена Октавиана преторианцев насчитывалось 9 когорт по тысяче человек в каждой. Для их размещения в Риме был выделен целый квартал — Castra praetoria. Преторианцы имели лучшее оружие и доспех, получали повышенную зарплату. В преторианцы отбирали самых сильных и умных новобранцев, их командирами были аристократы, с детства обучавшиеся военному делу. Неужели императорам было мало 9 тысяч лучших римских солдат, почему они предпочитали, чтобы их охраняла всего тысяча каких-то диких германцев?
Первая причина для подобного, странного на первый взгляд, выбора — именно происхождение этих воинов. Как ликторы, так и преторианцы были римлянами. А значит, чьей-то роднёй, друзьями, собутыльниками, должниками. Их можно было подкупить, запугать, обмануть или иным способом вовлечь в заговор. Те же преторианцы много раз участвовали в свержении римских императоров. А вот германца, который и латынь-то понимает с трудом, заговорщикам привлечь на свою сторону было намного труднее.
Варвары служили не государству, а конкретному человеку, которому они дали клятву верности. В отличие от цивилизованных римлян, племя батавов, как и прочие варварские народы Европы той эпохи, представляло собой родовую общину. Предать императора означало не только нарушить свою личную клятву, но и опозорить свой род. Кроме того, это означало предательство своих боевых товарищей. Поскольку варвары не понимали смысла таких абстрактных понятий как «высшее благо», «демократия», «законность», а просто служили своему нанимателю, их было невозможно увлечь хитрой демагогией.
Ещё одной важной причиной было то, что хоть римское высшее сословие называлось «всадниками», наездниками они были плохими. Вегеций даже писал, что в столкновении с вражеской кавалерией римская выглядит «подобной скоту на бойне». Дело было не только в том, что галльские и германские воины с детства учились ездить на лошади, но и в отсутствии кавалерийских традиций. Римляне полагались на свою великолепную пехоту, всадников же предпочитали набирать из числа союзников.
Как ликторы, так и преторианцы были пешими стражниками. Среди преторианцев имелись всадники, но это были командиры и их порученцы, а не боевая кавалерия. В то время единственным способом быстрого перемещения на суше была лошадь, императоры часто передвигались верхом. Пешие ликторы сопровождать наездника не могли. Это было, пожалуй, главной причиной, по которой правителям Рима нужна была конная охрана, которую они набирали из прирождённых всадников, то есть варваров.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев