Найти тему
Кто здесь папа?)

Российская элита в 19 веке. Сравниваем с современными «дворянами»

Оглавление
В 2009 году мне довелось побывать на экскурсии в доме-усадьбе бабушки М. Ю. Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в девичестве Салтыковой. Будущего великого русского поэта воспитывала именно она, а не его великосветские родители.
fotokto.ru (своих фото, к сожалению, нет. Хороших телефонов с камерами не было тогда, фотоаппарата не было лично у меня.)
fotokto.ru (своих фото, к сожалению, нет. Хороших телефонов с камерами не было тогда, фотоаппарата не было лично у меня.)

Не буду останавливаться на красотах Тарханов (это название усадьбы), хотя там есть о чём рассказать. Остановлюсь на факте, поразившем меня до глубины души: девушка-экскурсовод показала комнату Лермонтова, и в частности – его постель. Узкий, сантиметров 85-90, топчан. Матрас – мешок, набитый конским волосом. А где пуховые перины, пардон?

На недоумённый вопрос одного из экскурсантов, почему дворянский отпрыск спал на столь жёстком и неудобном ложе, последовал простой ответ:

- Молодому неженатому человеку, дворянину, до 25 лет спять на мягком было НЕПРИЛИЧНО.

Сила духа, сила воли

-2

Дворянство в России всегда (за исключением короткого периода во время екатерининского правления) было сословием служилым. Военным. Драться холодным оружием, стрелять, повелевать массами, но и самому при этом стойко переносить лишения во славу Отечества было для них так же естественно, как дышать или быть грамотными.

Фонвизинские «Митрофанушки» остались в предыдущем веке, а если и заводились в провинциальных усадьбах, то были массово порицаемы. И не высовывались, позора ради.

Воспитание девочек и мальчиков было раздельным. Обязательной в воспитании и уходе за ребёнком была няня, в обязанности которой в младенчестве у детей входили чистота в детской комнате и привитие детям навыков гигиены.

Впрочем, от мальчиков няню-женщину отстраняли по достижении ими 5 лет, и на смену пушкинской условной Арине Родионовне приходил «дядька» - по существу, та же нянька, только мужского пола, и воспитание уже проходило по-мужски.

Однако няньки и дядьки, как институт воспитания продержался только до начала 60-х годов XIX века, а потом стал уходить в прошлое после отмены крепостного права. Дворянство стремительно беднело, и позволить себе роскошь содержания нянь могли отныне только самые родовитые дома.

Основные же обязанности по воспитанию легли на плечи жён дворян, и теперь усваиваемые ребёнком нормы поведения целиком зависели от того, какое воспитание и общие культурные навыки получила мать детей в дворянской семье в её детстве и позже.

Преемственность в воспитании

-3

Главным же оставалось то, что на протяжение всего XIX века в воспитании превалировал личный пример родителей. А в нормах поведения закреплялось почитание старших, верность Отечеству и чувство, что не родители созданы для ребёнка, а он для родителей, и в их старости послужит им надеждой и опорой. При этом любовь родителей ещё нужно было заслужить!

Так что для современного человека с его гипертрофированным культом ребёнка такие взаимоотношения в дворянских семьях могли выглядеть отстранёнными, суровыми и даже жестокими! Однако такая внешняя суровость формировала твёрдый характер, а из семей с такими устоями выходили самые преданные делу служения Отечеству люди.

Одним из признаков настоящего аристократа было умение держаться одинаково со всеми сословиями, не раболепствуя перед вышестоящими и практикуя разговор на равных с простыми людьми.

Снобизм, заносчивость считались пороком и были осуждаемы, непринуждённость и простота в общении с кем бы то ни было приветствовались, а талантливые люди из низов общества принимались в семьях аристократии на равных – там всегда отдавали должное упорству и трудолюбию, уважая стремление человека возвыситься над обыденностью, «взлететь».

Работали «социальные лифты», поддерживаемые и высшей дворянской верхушкой: недаром в России был так распространён институт «личного дворянства», которое давалось именным указом самодержца ввиду особых заслуг перед империей. И получить его мог и вчерашний крестьянин. Но вот потомственное дворянство давалось уже представителям как минимум второго поколения, если они продолжали дело отцов и оставались при этом безупречными в плане поведения, манер, личного достоинства.

Дворянские собрания в губерниях в этих случаях играли роль не просто «клубов по интересам» - они как раз и отслеживали манеры и стиль жизни претендентов, давая окончательный вердикт на соответствие высокому званию.

Главные человеческие качества

-4

Если составить кратный перечень качеств дворянина, то он мог выглядеть примерно так:

  • Чёткость речевых формулировок, неукоснительное правило вежливости.

При этом и вежливым тоном, и смысловое наполнение речи могло быть крайне оскорбительным по своей сути. И выдержать баланс между любезностью и вызовом было обязательным условием. А как уж вас поймут и воспримут, не вызовут ли на дуэль, распознав скрытые смыслы и вызовы – уже другой вопрос. И из этого вытекало ещё одно правило для дворянина.

  • Следование кодексу чести.

За оскорбление достоинства приходилось платить немалую цену. Иногда ценой могла стать сама жизнь. Но спускать обиду, «проглатывать» её было абсолютно недопустимым. Самодержцы в разных странах и в разные исторические эпохи пытались бороться с дворянскими дуэлями… по больше части безрезультатно. Дворян не пугало и уголовное преследование за это.

  • Отвага.

Бесстрашными бывают только клинические идиоты. Отвага в разных жизненных ситуациях – это преодоление страха, когда человек бросает вызов этому недостойному чувству. Именно преодоление страха вызывало у свидетелей такого явления искреннее восхищение. А дворянских детей как раз и воспитывали в этом ключе – быть отважным, не поддаваться страхам.

  • Сила, тренированность тела.

Те, кто занимался в спортивных секциях, могут сполна оценить тренированность дворянских детей: даже только две такие спортивные дисциплины, как конная езда и фехтование, требовали огромного количества энергии. Главными составляющими этих спортивных дисциплин были физическая сила и выносливость – и эти качества в юных дворянах развивали с детства.

  • Выдержка, самообладание

Умение сдерживать себя в любой ситуации, как говорится, «и в горе, и в радости». Любые жизненные невзгоды приучали с самого детства воспринимать с достоинством. Недаром при эмиграции огромного количества дворян после революции 1917 года именно дворяне легче всего адаптировались к жизни на чужбине, не гнушаясь никакой, даже самой чёрной, работы.

  • Умение нравиться и достойно выглядеть.

Дворянину было чуждо само современное понятие «брендовые вещи». Нет, одежда действительно могла быть от лучших производителей , но она ни в коем случае не должна была выглядеть не только вызывающей, но даже просто дорогой. А подчёркнутое щегольство высмеивалось.

  • И наконец – самое главное: не радеющий об интересах империи, не способствующий её процветанию сразу становился изгоем, и жить ему оставалось… да мало бы ему оставалось жить! В самом скором времени такой пренебрегающий репутацией Отечества был бы под тем или иным предлогом вызван на дуэль. И убит.
Про современных "дворян" я такого сказать не могу! А вы что думаете по этому поводу?