Найти тему

Оперные голоса: меццо-сопрано и контральто

В прошлый раз мы говорили о сопрано. Высокие женские голоса (как и высокие мужские) нравятся не всем... Но у нас еще есть для вас меццо и контральто!

Главные героини опер «Кармен» и «Вертер» – меццо-сопрано.
Главные героини опер «Кармен» и «Вертер» – меццо-сопрано.

Бородатый анекдот
Во время оперы на сцену перед женским хором выбежала мышка. Оглохли две тысячи любителей оперы.

Итак, женские голоса:

  • сопрано – самый высокий,
  • меццо-сопрано – средний по высоте,
  • контральто – самый низкий.

Возлюбленная Тургенева Полина Виардо была как раз меццо-сопрано, и крупные оперные композиторы писали партии специально для нее. Она же, кстати, стала прототипом главной героини романа Жорж Санд «Консуэло».

Полина Виардо (с) Photo by Hulton Archive Getty Images
Полина Виардо (с) Photo by Hulton Archive Getty Images

Оперных партий для контральто сравнительно немного (да и те часто исполняют меццо), и они небольшие. Это, например, Ольга в «Евгении Онегине», Маддалена в «Риголетто», Кончаковна в «Князе Игоре».

А вот меццо-сопрано – полноправные героини оперной сцены. Чаще всего они выходят в двух амплуа: р-р-р-роковые женщины и трепетные юноши.

Женщины – знойная Кармен, коварная Далила, зловредная Эболи («Дон Карлос»), колдунья Ульрика («Бал-маскарад»), мстительная и полубезумная Азучена («Трубадур»).

Юноши – Керубино в «Свадьбе Фигаро», Зибель в «Фаусте», Октавиан в «Кавалере розы», Никлаус в «Сказках Гофмана» (правда, он в конце оборачивается женщиной).

Особенно примечателен сюжет «Кавалера розы», где (следите за руками) женщина играет юношу, который по сценарию переодевается в платье и изображает женщину, за которой начинает ухлестывать другой герой оперы, не зная о том, что на самом деле это юноша (в исполнении женщины).

Запутались? А представьте, каково певице отыгрывать эту многоэтажную конструкцию!

Слева: Делия Рейнхардт в роли Октавиана в «Кавалере розы» (1919), справа: Элина Гаранча в той же роли (2017, Metropolitan Opera)
Слева: Делия Рейнхардт в роли Октавиана в «Кавалере розы» (1919), справа: Элина Гаранча в той же роли (2017, Metropolitan Opera)

Разумеется, вся эта гендерная эквилибристика всегда порождала массу шуточек разной степени неприличности.

В ту пору, когда еще было принято исполнять оперу в русском переводе, пылкому Керубино полагалось петь в этой арии:

Рассказать, объяснить не могу я,
Как волнуюсь, страдаю, тоскуя…

Но от юной хулиганистой певицы на репетиции можно было услышать что-нибудь вроде (внимание, 18+):

Рассказать, объяснить не могу я,
Что в штанах у меня вместо …

Сцена из «Севильского цирюльника»: граф Альмавива, Розина и... тест на внимательность – найдите Керубино!
Сцена из «Севильского цирюльника»: граф Альмавива, Розина и... тест на внимательность – найдите Керубино!

От актрис-травести, конечно, требуется особая сценическая убедительность: откровенно женственные формы и манеры превратят происходящее в фарс, а это не всегда уместно.

Иногда низкими голосами наделены героини вполне мирные и добрые: Шарлотта в «Вертере», Полина в «Пиковой даме», уже упомянутая Ольга в «Онегине», Розина в «Севильском цирюльнике», Золушка в одноименной опере Россини.

А все-таки если героиня оперы – меццо или контральто, будьте бдительны, ждите от нее козней и неприятностей!

Принцесса Эболи – прототип героини оперы «Дон Карлос» (партия меццо-сопрано)
Принцесса Эболи – прототип героини оперы «Дон Карлос» (партия меццо-сопрано)

Больше прекрасных арий для меццо-сопрано – в этой подборке.

Больше статей – по тегу #что такое опера

#опера #театр #классическая музыка #культура #искусство