Найти тему
Новый драматический театр

"За кулисами" Уильяма Орпена

Импрессионизм ассоциируется у большинства из нас с французскими художниками, но и англичанин ирландского происхождения Уильям Орпен может быть отнесён к импрессионистам. Картина "За кулисами" (1910) принадлежит к числу его ранних произведений. Ещё не были написаны помпезные портреты и оригинальные автопортреты, принесшие Орпену мировую славу; не началась война, во время которой художник трудился в отделе пропаганды; до всплеска борьбы за независимость Ирландии тоже остаётся ещё несколько лет... В первой четверти XX века Уильям Орпен пока ещё в поисках собственного стиля, и пишет полотна то в эстетике фламандской живописи, то под впечатлением от шедевров Рембрандта, то с оглядкой на Веласкеса и Эдуарда Мане.

"За кулисами" (1910)
"За кулисами" (1910)

Впрочем, ничего удивительного в такой "переимчивости" нет, так как будущий художник начал творить раньше, чем окончил учёбу - в 11-летнем возрасте его, необыкновенно одарённого мальчика, приняли в Школу искусств в Дублине. Он искал себя и свой голос в искусстве, одновременно изучая и традиционные, и современные достижения мировой живописи. Злые языки шептали, что Уильям за всю жизнь не прочитал ни одной книги... зато уже в 17 лет учился в лондонской Школе изящных искусств, а в 21 год получил первую художественную премию (40 фунтов стерлингов) за композиционное решение "Играем сцену из "Гамлета" (1899)

Это огромное двухметровое полотно демонстрировало не только влияния, которое оказали на автора предшественники, но и его собственное мастерство. Оно включало, среди изображённых актёров и зрителей, портреты реальных людей из артистического и богемного круга, в котором вращался молодой художник. Его работа, как указывают английские искусствоведы, "является первой из нескольких важных "частей разговора", группирующих людей, с которыми Орпен был знаком в социальной обстановке", и ставшая таким образом предтечей его феноменальных портретов. Кроме того, оно свидетельствует об увлечении театром, о котором написано в связи с Орпеном крайне мало. Между тем, склонность к театральности проявляется впоследствии даже в автопортретах: автор как будто примеривает на себя разные костюмы и маски (Шардена, уродливого гнома, крестьянина, игрового шутера), играя роль перед самим собой, пишущим с натуры...

Именно здесь, в Школе Слэйда, он начал экспериментировать с различными техниками, эффектами, начал добавлять зеркала в свои картины, чтобы делать изображения внутри изображений и так далее. Между 1902 и 1915 годами Орпен делил свое время между Лондоном и Дублином, преподавал, путешествовал в по Европе, работал на пленэре, регулярно выставлял свои работы в Королевской академии. К началу 1910-х годов он был самым успешным художником своего поколения в Великобритании и самым модным портретистом страны.

"За кулисами" не принадлежит к числу знаменитых работ английского художника. Однако в этой небольшой по размеру (92 x 72 см) картине есть главное - настроение, которое порой важнее сюжета. Впрочем, фрагментарно сюжет тоже угадывается: перед нами актёры, ожидающие своего выхода. Мужчина напряжённо вслушивается в происходящее на сцене, и как бы продолжает репетировать, протягивая руку вперёд в характерном жесте и выставив ногу, будто в последний раз повторяя про себя текст монолога. Лицо его сердито, похоже, что он недавно выговаривал за что-то своей молоденькой партнёрше, стоящей рядом в печальной позе. Хрупкая фигурка актрисы, её трогательно тонкая шея, как будто светящееся в темноте платье, низко склонённая голова - всё это невольно вызывает сочувствие. Возможно, девушка чем-то провинилась перед партнёром, или у неё случилась беда, но отменить спектакль невозможно, придётся играть, несмотря ни на что.

Фигуры артистов изображены на фоне серого задника композиционно они смещены вниз, что подчёркивает их беззащитность в огромной сцене-коробке, по которой бродят тени... Светлое изящное платье героини, напоминающей красивую бабочку, контрастирует с тёмным костюмом мужчины, и вместе с тем отсылает к сочетанию подвенечных нарядов. На полу валяется обронённый цветок... Закулисье, обратная сторона праздника, неприглядные холсты, деревянные подпорки. То, что скрыто от глаз зрителя - печаль артистов, бедность расписанных с лицевой стороны декораций, холод и бесприютность.

Сложно сказать, какую именно пьесу играют эти артисты. В Лондоне в начале прошлого столетия было огромное количество театров, к тому же, Орпен активно участвовал в возрождении ирландского искусства. Его близким другом был классик ирландской драматургии Джон Мелингтон Синг, а картина "Ведение жизни на Западе" (1910) была навеяна пьесой "Удалой молодец - гордость Запада", которую художник высоко ценил. Однако, судя по костюмам, это вряд ли постановка из жизни ирландской деревушки...

Вообще, в статьях на русском языке, касающихся творчества Уильяма Орпена, о театре в его жизни упоминается, но как-то вскользь, без конкретики. "Был увлечён богемой", "дружил с актёрами", "вращался в театральных кругах"... но и только. Между тем, даже по одной только картине "За кулисами" можно понять, что её автор тонко чувствует и хорошо знает театральное дело. Даже то, как ложится свет на картине, свидетельствует о том, что художник не раз бывал "с той стороны", и сам видел и закулисное освещение, и как готовятся к выходу актёры, и что они видят вокруг себя, находясь за сценой.

Картина находится в публичной Художественной галерее Олдэма (Великобритания).