Продолжаем тему о судебно-психологической экспертизе по вопросу — с кем жить ребёнку после развода родителей? В студии видеоканала "ЖиВо" практический психолог Марина Метнёва, специализирующаяся в проведении подобных исследований. Смотрите третью часть.
Предыдущие части беседы здесь и здесь.
Для тех, кто больше любит читать, расшифровка беседы под видео.
— Вы говорите, что мужчины и женщины могут одинаково хорошо воспитывать детей, но, тем не менее, суды до сих пор считают, что лучше всего ребенка оставлять с матерью. Что должен сделать мужчина, чтобы вот эту практику как-то расшатать.
— Я с вами не соглашусь. Стереотипы существуют. но они, я вижу это по собственному опыту, практическому опыту судебного эксперта, что эти стереотипы ломаются и очень-очень сильно. Более того, не случайно в спорах между родителями, матерью и отцом, очень часто суды прибегают к услугам специалиста-психолога и просят его разобраться в этой ситуации. Если бы стереотипы сохранялись, это было бы не так. И я по собственному опыту знаю, что судьи любого пола (и мужчины, и женщины) прислушиваются к мнению психологов и нет такого, что обязательно матери. Нет такого. То есть это может быть, но не обязательно. То есть у современных мужчин есть совершенно реальные шансы, и, если они обладают психологическими ресурсами быть родителем, быть хорошим родителем, у них есть все шансы побороться за воспитание своих детей.
— Пример из практики есть?
— Есть. Очень много примеров из практики. Я могу рассказать и не один. Было несколько случаев, когда я склонялась в пользу отцов по психологическим причинам, когда речь шла о детях 4-летнего возраста и я объясню почему. Я проводила диагностику в отношении отцов и матерей. Отцы в случаях, когда я склонялась, демонстрировали большую психологическую зрелость, большую мотивацию на воспитание ребенка. Меньшее или отсутствующее стремление манипулировать ребенком, а большую ориентацию на удовлетворения важных потребностей ребенка, когда ребенок был для них самостоятельной очень важной ценностью, и отцовств было для этих мужчин очень важной личной и социальной ролью. То есть они были очень мотивированы на родительство а матери в этих ситуациях были менее психологически зрелыми, имели склонность к манипуляции ребенком для достижения каких-то других выгод. Это бывает часто, но я подчеркну, что это бывает в обоих случаях. То есть и мужчины, и женщины…
— А каких выгод?
— Материальных. Например, в тех случаях когда мужчина имеет лучший материальный статус, достаток. Тогда есть прямая заинтересованность со стороны матери, но это не всегда материальная заинтересованность. Иногда это действительно борьба за ребенка, и мать хочет воспитывать ребенка, но обладает, например, меньшими психологическими ресурсами. Скажем, слишком нервозно ведет себя, слишком втягивает в родительский конфликт ребенка. Обладает худшим самоконтролем эмоциональным в отношении с ребенком. Это все очень важные вещи психологические, которые нужно учитывать. И иногда бывает, что в этих ситуациях ребенок больше тянется к отцу потому что чувствует себя с ним более спокойно, уверенно и защищенно. И это принимается во внимание. Эти психологические факторы очень важны.
— Хорошо. У вас были ситуации, когда вы рекомендовали оставлять ребенка с отцом…
— В большем количестве случаев это было.
— Чем с женщинами?
— Да.
— А каково было решение судов?
— Я не про все решение судов знаю. Знаю, что к моему мнению прислушивались судьи.
— Но были ситуации, когда детей оставляли с отцом?
— Много. Конечно. А как же?
— То есть здесь психологическая экспертиза свою роль сыграла?
— Да. Несмотря на то, что законодательно психологическая экспертиза является лишь одним из доказательств и может быть отклонена судом при каких-то обстоятельствах, тем не менее судьи с уважением относятся к специалистам-психологам, к экспертам, которые работают, и к их мнению прислушиваются
— Ещё такой вопрос. Семья, двое детей, родители решили развестись. Брат с братом, сестру с братом, сестру с сестрой могут разделить?
— Могут. Несмотря на то что привязанность братьев и сестер друг другу иногда бывает очень сильной, такие случаи бывают. Вы знаете, я так скажу — развод и дележка детей — это всегда зло. И в этом случае специалисту-психологу, эксперту нужно, понимая, что ситуация и в том, и в другом случае не идеальная, нужно выбирать меньшее зло. К сожалению, это так.
Почему разделяют, например… Бывает, что дети по-разному привязаны к родителям. Бывает, что родители демонстрируют разные подходы к воспитанию разных детей, то есть кого-то они невольно любят больше, предпочитают больше. Другой ребенок это чувствует и ощущает себя отвергнутым, отвергаемым. Из-за этого он невротизируется, становится тревожным. Это стресс для ребенка — отвержение одним из родителей.
Вот такие бывают ситуации, и это нужно учитывать, исследовать и делать соответствующий вывод связи с этим.
P.S. Читайте, дискутируйте, задавайте вопросы...
Подписывайтесь на канал
За лайки — плюс в карму и Вам и нам)