Найти в Дзене

Капитан ЦСКА из Бежицы

Капитан ЦСКА из Бежицы

К сожалению, с опозданием пришлось узнать об этой печальной новости...
1 ноября ПФК ЦСКА сообщил о том, что на 86-м году жизни скончался Михаил Ермолаев, сыгравший за ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА 58 матчей в 1956-1962 годах.
Михаил Ермолаев наш земляк.
Простой паренек прошел путь от бежицких дворов до основного состава московских армейцев и места в олимпийской сборной СССР.
Более того, 10 апреля 1960 года в Тбилиси на первый матч под новым названием ЦСКА (до этого команда называлась ЦСК МО) против "Спартака" (Вильнюс) с капитанской повязкой армейцев вывел именно Михаил Ермолаев. То есть, он был первым капитаном ЦСКА.
Мы все выражаем искренние соболезнования родным и близким Михаила Ивановича.

Родился он в городе Бежица Брянской области, который как раз в тот год, когда Михаил оказался в Москве, присоединили к областному центру. Начинал же Ермолаев свое знакомство с футболом на площадке местного парка культуры и отдыха, где с утра до ночи гоняли мяч десятки дворовых команд. Повзрослев, он попал в клуб «Строитель», а потом стал играть на позиции правого защитника за «Дзержинец», выступавший в первенстве Брянской области. Когда же пришло время служить в армии, высокого, одаренного физически молодого футболиста зачислили в спортроту. Именно на одном из матчей чемпионата Вооруженных сил, состоявшемся в Воронеже, 20-летнего Ермолаева присмотрели селекционеры главной армейской команды страны, и юношу тут же перевели в столицу.

Отыграв год за второй состав красно-синих, 8 мая 1957 года Михаил Ермолаев дебютировал в основе, заменив Анатолия Порхунова. Это был матч в Ленинграде против «Зенита», который завершился вничью – 1:1. В том сезоне новичок провел за красно-синих еще семь игр, а затем его карьеру едва не оборвала трагическая случайность. Во время товарищеского матча с горьковскими «Торпедо», борясь за верховой мяч. Михаил получил удар локтем в область поясницы, результатом чего стал разрыв почки. Прямо со стадиона футболиста срочно доставили в военный госпиталь и удалили поврежденный орган. Как сказал потом хирург, еще пару часов – и армейцы бы потеряли своего игрока.

В большой футбол Ермолаев вернулся ровно через год, буквально упросив врачей разрешить ему играть. С помощью доктора ЦСКА Олега Марковича Белаковского Михаил соорудил специальный защитный корсет из фибры и дал подписку о том, что знает о возможных последствиях в случае получения нового удара. «Почему я пошел на это? – вспоминал уже в наши дни Белаковский. – Да потому, что для Миши спорт был жизнью. Понимаете?»

Первый после страшной травмы матч за основу красно-синих Ермолаев провел осенью 1958 года против киевского «Динамо» (2:2). К тому моменту он сменил амплуа – перешел с правого фланга обороны в центр. В 58-м Михаил Иванович стал бронзовым призером чемпионата СССР, получил звание мастера спорта. Летом 1959-го его трижды вызывали в олимпийскую сборную страны, которая по своему статусу совсем немного уступала национальной команде. Однако в 25 лет защитнику армейцев все-таки пришлось повесить бутсы на гвоздь.

В 1965 году 29-летний Михаил Ермолаев стал одним из помощников главного тренера ЦСКА Валентина Николаева, затем уехал в Севастополь – работать с футбольной командой Черноморского флота, тренировал тираспольскую «Звезду», потрудился в Польше.

Одним из его открытий стал знаменитый армейский вратарь 1970-х так же наш земляк, Владимир Астаповский, который играл у Ермолаева в Севастополе, проходя воинскую службу в качестве рулевого торпедного катера. Михаил Иванович порекомендовал Владимира главному тренеру ЦСКА Всеволоду Боброву, и Астаповский полностью оправдал доверие своего первого наставника, завоевав впоследствии титулы лучшего футболиста и лучшего голкипера СССР 1976 года.

Лет десять назад, Михаил Иванович дал небольшое интервью, где обозначил основные вехи своей футбольной карьеры. Ознакомиться с ним актуально и сегодня…

1959 год. Капитан ЦСК МО. Михаил Ермолаев- первый слева.
1959 год. Капитан ЦСК МО. Михаил Ермолаев- первый слева.

О Бежице.


Начинал я в бежицкой команде «Строитель». А потом мне довелось играть в главной бежицкой команде, которую в начале 50-х переименовали и она из «Дзержинца» стала «Авангардом». Именно там я начал свою футбольную карьеру. Моим другом тогда был наш вратарь Александр Сафронов. Уже потом, в ЦДСА я договаривался с руководством о том, чтобы они посмотрели Сашу, как вратаря, но он по семейным обстоятельствам не смог приехать. Жаль. В ЦСКА я несколько раз пересекался с Борисом Коверзневым, но о том, что он оказывается мой земляк, бежицкий - узнал только сейчас. Удивительно. Сейчас редко в Бежицу приезжаю. Хотя там сестра осталась. Здоровье уже не то.

О попадании в состав ЦДСА.

Я служил в Воронеже и играл за команду воронежского Дома офицеров. Одну из наших игр увидел Всеволод Михайлович Бобров. Ему понравилась моя игра и он предложил мне попробовать себя в ЦДСА. Я, конечно, согласился. Правда, как раз тогда команда поменяла название с ЦДСА на ЦСК МО - Центральный спортивный клуб Московского округа. Я дебютировал в игре с «Зенитом» в Ленинграде. Это был последний сезон Башашкина в армейской команде. Тогда в Ленинграде я вышел на поле вместе с ним. Ноги тряслись, конечно. Но сыграл нормально. Выигрывали мы. Но ленинградцы сравняли. 1:1. А в следующей игре выиграли дерби у «Спартака» 1:0.

О травме.

До летнего перерыва чемпионата 1957 года я стал твердым игроком основного состава. Отыграл все игры. Но вот перерыв. Стали играть товарищеские матчи. И в Горьком играли. С «Торпедо». Минут за 20 до конца обычный эпизод, выпрыгиваю в своей штрафной за верховым мячом и вдруг чувствую сильнейший удар в правую поясничную область. Слабо помню, что потом было. Доктор Белаковский отвез в местную больницу, где сделали операцию и удалили мне разорвавшуюся почку. Трагедия. Сказали, что в футбол играть не буду. Как же так? Только до главной команды добрался, в основном составе заиграл... Стал уговаривать, ходить... Белаковский придумал корсет специальный, который защищал единственную почку при любых - самых сильных ударах. И какая же была радость, когда к играм допустили... Потом много лет спустя ко мне приходил Валера Минько, тоже армеец, который тоже с одной почкой играл. Вот такие мы с ним уникальные. А вообще по жизни не очень я этой недостачи и ощущаю. Нормально живу. И выпиваю иногда даже. Вот вы приехали... Как же мне с бежицкими не выпить?

Об англичанах.

Летом 1957 года в Москву приехала английская команда "Вест Бромвич Альбион". Проиграли мы им 2:4. Я всю игру отыграл. Ничего особенного. Обычная команда. У нас очень много моментов было. Мы не забили и где-то неудачно в обороне сыграли. Плюс еще у нас несколько резервистов играло. Как сейчас бы сказали «дублем» почти играли. А вот осенью ребятам уже поставили задачу удачнее сыграть и отправили в Англию. Я как раз с травмой мучился и туда не попал. Проиграли опять «Вест Бромвичу» 5:6, потом «Болтону» 1:3. Зато «Челси» вынесли 4:1! В поездку брали усиление из других команд. Как раз Ворошилов из «Локомотива» 2 мяча «Челси» забил.

О сезоне 1957 года.

Тогда чемпионом с большим отрывом «Динамо» московское стало. Очень сильны они были. Хотя мы во втором круге 2:0 у них выиграли. Но тогда календарь был дурацкий. Сейчас на календарь жалуются, но вот мы в 1957 году закончили чемпионат... Набрали вроде бы много очков. А потом полтора месяца ждали пока конкуренты свои игры доиграют перенесенные. В результате на одно очко больше нас набрали столичные «Торпедо», «Спартак» и «Локомотив»! И мы вместо того, чтобы вторыми стать - стали пятыми. В результате крайним оказался тренер Пинаичев - сняли его.

О Борисе Аркадьеве.

Вместо Пинаичева пришел Аркадьев. Профессор. Интеллигент. Постоянно с блокнотом, постоянно что-то в него записывал. Ездил на чемпионат мира в Швецию и после него уморил нас тактическими занятиями. Если честно, не очень мы понимали его. Молодые были, смеялись. Типа, рассказывай, рассказывай... На поле все равно нам выходить, а мы то уж знаем как играть. На тактических занятиях засыпали некоторые. Тем не менее, бронзовые медали с ним мы выиграли в том году. Я как раз к концу сезона только восстановился. Больше года пропустил. Играли с Киевом дома. 0:2 проигрывали, но спаслись 2:2. Ничья нас устраивала. После этой игры опять в состав попал, стал играть.

О сезоне 1959 года.

Играл в том году почти постоянно. Но сезон получился неудачный - 9 место. Очень плохо на выезде почему-то играли. Не могли очков на выезде взять. В том сезоне я капитаном стал и начал команду на матчи выводить.

О «Реймсе».

Летом играли товарищескую игру с французами «Реймсом». За год до этого их сборная бронзу на чемпионате мира выиграла. Состав сумасшедший: Копа, Фонтэн, Пьянтони... Но они расслабленные на игру с нами вышли, вальяжные. И получили 3:0. Я всю игру отыграл. Больше всего мне не игра запомнилась, а банкет после игры. На столах лучшее советское шампанское, а мы смотрим они не пьют его вообще. Чего,- спрашиваем,- не пьете? А они нам говорят, мы, мол, такую ерунду не пьем. Озадачили они нас...

Об алкоголе.

Я когда играл вообще не пил. Мне и запрещали пить из-за травмы. Некоторые могли выпить, мне предлагали, конечно, звали... Но там люди с таким здоровьем... Багрич, Линяев... Здоровья - вагон. Я им говорил, у вас есть здоровье - вы и пейте. Тут меня травма выручала, легко было отговариваться. Вообще они и более здоровыми и более талантливыми были. Я свое работой брал. Трудолюбием.

О сборной.

В 1959 году Аркадьеву поручили готовить олимпийскую сборную с задачей пройти отбор к Олимпиаде в Риме. И он в сборную взял несколько игроков ЦСК МО. И меня...Три игры я сыграл. Две с румынами и одну с болгарами. Победа и две ничьих. А вот без меня болгарам ребята проиграли и пропустили их на Олимпиаду. Обидно.

27 июня 1959 года. Олимпийская сборная СССР перед матчем со сборной Болгарии. Михаил Ермолаев - четвёртый справа.
27 июня 1959 года. Олимпийская сборная СССР перед матчем со сборной Болгарии. Михаил Ермолаев - четвёртый справа.

О сезоне 1960 года.

Первый сезон, когда мы ЦСКА стали называться. Первая игра с Вильнюсом. Я первым команду ЦСКА вывел капитаном. Хороший сезон был. Играл почти все игры. Шли в лидерах. Но вот за три тура до окончания предварительного этапа игра дома с Киевом. Такой игры у меня больше не было...

Об игре с «Динамо» (Киев) 19 июля 1960 года.

И сейчас считаю, что судья виноват. Ничья 1:1 - судья Клавс назначает пенальти. По пенальти мы не спорили, но наш вратарь Юра Коротких отбивает удар Лобановского. Судья же показывает перебить, мол, кто-то в штрафную до удара вошел. Болельщики (а 100 тысяч было на игре) недовольны. Не понимают почему надо перебивать. Забил Лобановский со второго раза. Игра в кость пошла. Наш Крылов сильно, конечно, Базилевича приложил. Судья его удаляет, а он не уходит. Ну, тут и болельщики на поле ринулись. Страшно было. Тогда ведь милиции на играх мало было. Народу куча. Думаешь только куда-бы спрятаться. Кое-как они разошлись. Киевляне бегом спасались, но некоторым перепало... Помню один болельщик зачем-то на ворота залез. В итоге - нам поражение, Крылова на 2 года дисквалифицировали и финальный этап мы слабо отыграли. Меня тоже трепали тогда как капитана очень прилично. Мол, почему не успокоил своих. А как их успокоишь. Я и сам был разозленный.

19 июля 1960 года. "Лужники". ЦСКА перед скандальным матчем с "Динамо" (Киев). Михаил Ермолаев - шестой слева.
19 июля 1960 года. "Лужники". ЦСКА перед скандальным матчем с "Динамо" (Киев). Михаил Ермолаев - шестой слева.

О Бескове.

Перед сезоном 1961 года к нам Бесков пришел. Отношения с игроками у него не заладились. Борис Разинский наш вратарь всегда ходил штрафные бить, а Бесков ему сказал - твое дело в воротах играть. А Разинский - авторитет. Он ему в пику пошел. Ну и я под замес попал. Что-то сказал за Разинского - в результате он из команды ушел, а я в состав перестал попадать...Так моя армейская история и закончилась...

В 1972 году он возглавил одесский СКА, который тогда базировался в Тирасполе и выступал под названием «Звезда». Как тренер Ермолаев был человеком малообщительным, не выделял среди своих футболистов любимцев, отношения с игроками и коллегами были не очень хорошими. В начале 1976 года клуб вернулся в Одессу и восстановил старое название. В одесском клубе он продолжал работать в качестве главного тренера. Однако, когда в чемпионате у одесского СКА дела пошли плохо, в июне 1976 года его сменил Владимир Шемелёв. Затем Ермолаев работал в качестве заместителя директора отдела спорта в Северной группе войск. Позже поработал на тренерском поприще в Польше.

-5

Фото: Официальный сайт ПФК ЦСКА.

Использована информация ФК "Бежица" в контакте.