После расправы Ягайло над великим князем литовским Кейстутом, казалось, на проекте Литовской Руси можно было поставить крест, ведь главный ее сторонник лежал в могиле, а литовская знать была так запугана, что послушно легла под поляков, но на самом деле это было не так, у Литовской Руси было много защитников среди русских, населявших Великое княжество Литовское и возглавлял их славный воин, великий князь смоленский Святослав Иванович, с честью носивший имя славного предка.
До 1368 года, когда Святослав Иванович получил престол от своего отца, он вел тихую и незаметную жизнь, да и после его было не видно и не слышно - обычный литовский вассал, каких десятки. Как литовский вассал, он участвовал в походах великого князя литовского Ольгерда на Москву в 1368 и 1370 годах, где отличился так, что получил письмо от константинопольского патриарха, в котором содержалась угроза отлучения его от Церкви за насилие над православными христианами.
Для Святослава Ивановича письмо патриарха стало чем-то вроде холодного душа, после которого он резко поменял свою политику, став одной из знаковых личностей в истории русского Средевековья. Уже в 1372 году он напал на литовские владения, вынудив Ольгерда срочно подписывать мир с Москвой. Следующие 10 лет прошли под знаком литовско-смоленских войн, Святослав Иванович не только пассивно прикрывал русские княжества от удара со стороны Литвы, помогая московскому князю Дмитрию спокойно подготовиться к решающему противостоянию с Ордой, но и активно способствовал этому, в 1375 году совершив поход на Тверь, вынудив тверчан признать старшинство московского князя, а в 1380 году Святослав Иванович во главе смоленских полков храбро сражался на Куликовом поле.
Воцарение Ягайло и унию с Польшей Святослав Иванович воспринял враждебно, понимая, чем это грозит русскому народу и продолжил сражаться за идею Литовской Руси. В 1386 году он осадил Мстиславль, к которому тут же подошел Ягайло с многократно превосходящими силами и в последовавшей затем битве на реке Вихрь 29 апреля 1386 года русские полки были разбиты, а сам Святослав Иванович сложил голову, но дело его не пропало, великим князем смоленским стал его сын Юрий, продолживший борьбу с литовским игом.