Как-то давно, в самом начале ведения канала, ко мне прилетала кучка комментариев от особо "просвещённых" людей в теме детей с расстройствами развития. Ну, от тех, кто точно знает, как надо и что делать.
Один из таких комментариев я запомнила и звучал он примерно так: - Зачем мучать такого ребёнка (Гришу) обучением? Он даже таблицу умножения на 2 не осилит. Оставьте его в покое.
Речь в статье идёт о мальчике 12-и лет, с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.
На тот момент Гриша, действительно, не знал таблицу умножения. Но мы её и не учили.
Но вот, что я думала по поводу изучения математики с почти не говорящим ребёнком:
И мне стало интересно, а правда ли, Григорий её не осилит? Может, прав комментатор, и я ерундой страдаю.
Решила проверить)
Предложила Грише выучить таблицу умножения.
Да, он этого не смог. Он даже не понял, что значит "выучить". Это был 2020 год, Гриша уже говорил.
Хм...
Мы какое-то время решали примеры, пользуясь таблицей. То есть Гриша понял, что ответы на эти странные действия вот в этой табличке.
Но такой способ не привёл к тому, что Гриша запомнил ответы.
Хм...
Тогда я наклеила табличку на стену. Гриша опять смотрел в таблицу и писал ответы. Но и это не привело к тому, что он их запомнил.
РРРР...
Тогда я придумала способ поиска-вычисления ответов, о котором рассказывала здесь.
Но и это не привело к тому, что Гриша, ёлки палки, запомнил ответы.
---
Получалось, что комментатор был почти прав...
Не совсем, конечно. Потому что на 2 и на 3 таблицу Гриша таки запомнил)))) прорешав пару тысяч примеров.
Это был уже 2021 год, конец зимы.
На время таблицу мы отложили.
А когда вернулись, то я не стала пользовать вышеописанным способом, а предложила Грише следующее.
Внимание!!!
Способ никем не одобренный. Вызывает шок и недоумение у учителей.
Итак. Способ.
Получаешь пример 4*5=?
Твои действия:
Берёшь свою руку и делаешь следующее.
1. Говоришь 5, зажимаешь первый палец (большой).
2. Говоришь 10, зажимаешь второй палец (указательный).
3. 15, зажимаешь средний палец.
4. 20, зажимаешь безымянный.
5. Смотришь на свои пальцы. Сколько зажал? 4. Значит, получил ответ.
6. Какой ответ? 20. Записывай.
Отступление. Можно не зажимать. Гриша этого не делает. Он их перебирает, как играет на фоно. Это особенно удивляет учителей. Потому что происходит очень быстро. И, если не знать, что он делает, вообще не понятно, что происходит. Получил ребёнок пример 3*5, быстро перебрал пальцами по столу, что-то там себе пробормотал и выдал ответ. Феерия безумия)))
То есть в этом способе ребёнок не умножает, он складывает, понимая, что такое таблица умножения.
Со временем он складывает очень быстро, потом знает последовательность ответов, уже не складывает. А потом и вовсе ничего с пальцами не делает, потому что запомнил ответы.
Но в этом способе есть один момент, который важен. Если ребёнок забыл вдруг ответ на какой-то пример, он всегда его может узнать, просто посчитав. Ему не надо никуда лезть и выяснять ответ. Он его может найти. И знает об этом.
Отступление: Очевидно, ребёнок должен хорошо считать в пределах 100. Но тут тоже есть секрет. Пока изучается таблица на 2, там счёт в пределах 20, на 3, в пределах 30. И так далее. То есть, изучая таким образом таблицу умножения, можно постепенно улучшать счёт. Очень удобно.
---
Но этот способ не был бы таким удивительным, если бы Гриша меня не поразил при изучении деления.
Честно, я не знала, как ему объяснить деление.
Нет, не так. Как объяснить деление знала, объяснила, он понял. И мог найти в таблице умножения ответы на деление.
Но как сделать так, чтобы он использовал таблицу, находящуюся не на столе, а в его голове, при решении таких примеров, я не знала. Совсем.
Сейчас открою вам великую педагогическую тайну. Когда я не знаю, как что-то объяснить Грише, я часто делаю так: даю ему задание и ничего не объясняю... Смотрю, что он будет делать. Иногда он что-то делает. Иногда нет. Тогда я ПОКАЗЫВАЮ, как надо это делать (без слов). И чаще всего он понимает, как это что-то повторить.
И только, когда он научится это что-то делать (например, искать периметр фигур) я начинаю вводить понятия, которыми он вообще-то апеллирует, сам того не зная: сторона, периметр, длина.
Этот способ, естественно, был открыт опытным путём, когда Григорий не выдерживал объяснений, вообще не мог слушать много слов.
Оказалось, что в некоторых случаях можно и без слов.
Этот удивительный способ я использовала и при "объяснении" деления. Убрала таблицу умножения и дала Грише примеры на деление. Скрестила пальцы, затаила дыхание, "морду кирпичом", мол ничего сложного, делай, Гриша.
И вот тут Григорий сам выдал методику.
Пример 20:5=?
1. Гриша говорит 5, зажимает один палец (большой).
2. Говорит 10, зажимает указательный.
3. 15, средний.
4. 20, безымянный.
СТОП.
5. Сколько пальцев зажал, получив 20? 4. Это ответ.
---
Я до такого не догадалась. Это придумал Гриша.
И, если присмотреться, то всё логично.
---
Со временем ответы и на деление он запомнил.
Но опять же, чем хороши эти два способа, по сути, один? Тем, что в любой момент, если ты забыл ответ, ты можешь его узнать с помощью подручных средств, пальцев.
Итак.
Может ли такой ребёнок, как Гриша выучить таблицу умножения?
Спустя год изучения я могу сказать, что да, может.
Но тут нюанс.
При одном единственном маааааааааааааленьком условии.
Если педагог (мама, папа, брат, сват) будут внимательны к тому, как именно он не может выучить её.
Потому что, всем очевидно, Гриша не просто выучил табличку, Этого он как раз, комментатор был прав, сделать не смог. Просто выучить. Но Григорий смог понять суть этих действий и с моей помощью разработать способ нахождения ответов.
Ну а потом, в следствии решения примеров, и запомнить всю таблицу.
Вот так.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Ну и ещё один, классический вопрос: Зачем такому ребёнку таблица умножения?
Ответ: Для развития мозга. Математика, знаете ли, ум в порядок приводит.