Найти тему

ПСАЛОМ 67: КАКОЙ ОН, БОГ?

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ

Ничто так не важно для нашего мышления, как наш взгляд на Бога. Если мы представляем Его только Судьей, нашим основным чувством к Нему будет, скорее всего, страх. Если мы думаем, что Он только любит нас, то мы, наверное, будем относиться к Нему без должного уважения. Когда же мы осознаем, как Его разные свойства сливаются воедино в Его истинную личность и сущность, тогда мы начинаем видеть Его таким, каким Он является в действительности. Псалом 67 дает многостороннюю картину Бога и отвечает на один из наших самых глубоких вопросов: “Какой Он, Бог?”

Подзаголовок гласит, что этот псалом, адресованный руководителю хора, сочинил Давид. Как и предыдущие три псалма (64, 65, 66), он назван и псалмом, и песней, поэтому его и читали, и пели.

Из-за уникальности содержания псалом 67 трудно классифицировать. Он обсуждает несколько тем и заключает в себе несколько различных литературных жанров: восхваление, благодарение, исторические ссылки, жалобу, проклятие и молитву. Преобладающий дух псалма - ликование и радость.

В псалме мы не находим никаких конкретных указаний на дату и цель его сочинения. То, как излагается мысль псалма, дает нам возможность предположить, что он написан как маршевая песнь победы.

Бог в псалме изображен ведущим Свой народ через конфликт к победе и восхвалению. Конечный результат этого пути - Его народ, восхваляющий Его и выражающий пожелание, чтобы и другие народы узнали, что Яхве - их Бог.

По ходу дела псалом отвечает на вопрос, какой Он, Бог. Слова, использованные в тексте для характеристики Бога, будут неизбежно частично совпадать по значению, но каждое из них необходимо для передачи нарисованной псалмопевцем общей картины Бога.

I. ВОЖДЬ СВОЕГО НАРОДА (ст. 2-5; 8-19)

Во-первых, Бог в псалме изображен вождем Своего народа. Он любит Своих и ведет их.

«Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его! Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите шествующего на небесах; имя Ему: Господь; и радуйтесь пред лицом Его. Отец сирот и судия вдов Бог во святом Своем жилище» (ст. 2-5).

Псалом начинается с несколько измененной цитаты обращения Моисея к Израилю, когда поднимался ковчег завета, и сыны израильские отправлялись в путь по пустыне (Чис. 10:35). Эти слова выражают уверенность автора в том, что враги Израиля так же легко падут пред Богом, как рассеивается сильным ветром дым и как тает от огня воск. Ни один враг не устоит пред Богом.

Когда Бог прогоняет их врагов, праведные, естественно, радуются этому проявлению Его благости. Иное дело Божье присутствие: противящимся Ему и Его народу Он приносит поражение и растерянность, а принадлежащим Ему дарит радость и Свою благосклонность.

О Боге, вожде Израиля, говорится, что Он шествует на небесах, как великий Победитель. Его имя - Ях (ст. 5). Это имя Бога в Ветхом Завете встречается всего несколько раз (Исх. 15:2; 17:16; Пс. 67:19; 88:9; Ис. 12:2). Во всех указанных отрывках оно переводится словом “Господь”. Ях - сокращенная форма имени “Яхве”, личного имени Бога. В Ветхом Завете наиболее часто его можно увидеть в составных именах. Мы его также находим, например, в слове “аллилуйя[х]”, что означает “восхвалите Ях”, или “восхвалите Яхве”.

Сведя воедино нашу картину Бога, мы должны увидеть Его победоносным вождем Своего народа. Когда Он шествует впереди Своего верного народа, показывая дорогу, идущие за Ним должны восхвалять Его и превозносить Его имя.

Псалмопевец смотрит на Бога как на Защитника Израиля в прошлом и в настоящем.

«Боже! Когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай - от лица Бога, Бога Израилева. Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его. Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного» (ст. 8-11).

Эти стихи взяты из песни Деворы в Суд. 5:4, 5. Они изображают поход Израиля от Ефамы до горы Фасги, от начала странствий по пустыне до его окончания. Дается краткий обзор того, как Бог вел Израиль от Синая через пустыню в землю обетованную, неизменно демонстрируя заботу о Своем народе. Дождь, о котором идет речь, может означать небесный хлеб, или манну, которой Бог щедро осыпал израильтян (Исх. 16:4, 12-14), и перепелов (Чис. 11:31, 32).

Приведя израильтян в землю обетованную, Бог исполнил данное Израилю обещание. После того как они осели в этой земле, Бог по Своей благости продолжал заботиться о них.

«Господь даст слово: провозвестниц великое множество. Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу. Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом. Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне» (ст. 12-15).

Эта песнь напоминает о том, как в дни Иисуса Навина и судей Бог дал Израилю землю Ханаанскую. По Его повелению была одержана победа. Выигранные сражения были так замечательны и так многочисленны, что радовавшихся им женщин, как сказано, было “великое множество”. Огромные войска оказались бессильны перед Божьей крепкой рукой.

Израильские воины возвращались с полей сражений, нагруженные трофеями. Военной добычи было так много, что люди могли лечь и укрыть себя серебром и золотом. После побед жизнь становилась спокойной; народ отдыхал в осознании того, что Бог был с ними. Цари вражеских армий были разбиты и так легко рассеялись, как снег, что падает на Селмон, гору в центральной Палестине.

«Гора Божия - гора Васанская! Гора высокая - гора Васанская! Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди них Господь на Синае, во святилище. Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» (ст. 16-19).

Присутствие Божие приносит славу и благословения. В стихе 17 изображается красивая гора, которая с завистью смотрит на ту, которую Бог избрал для Своего обитания. Васан - это гористая местность к северо-востоку от Галилеи. Расположенная на границе израильской земли, гора принадлежала Господу, и все же она завидовала Сиону в Иерусалиме, где обитал Бог.

Ведущий Свой народ Бог изображен в окружении тысяч “колесниц”, Его небесных слуг. В распоряжении у Господа бесчисленное воинство ангелов. После победного завершения Исхода, странствий по пустыне и завоевания земли обетованной Господь вернулся на небеса (“на высоту”), чтобы отпраздновать то, что Он сделал для Своего народа. Он покорил врагов - “противящихся” - пленив их и собрав дань с этих побежденных народов в память о Своих великих деяниях.

Бог, победоносный Царь, “восшел на высоту”, ведя за Собой пленников. Приняв дары от людей, Он потом раздал их Своим. Его благость распространилась даже на непокорных, когда Он одарил их Своей милостью. Павел процитировал этот отрывок в Еф. 4:8, связав его с воскресением Христа.

II. СТОРОННИК БЕДНЫХ (ст. 6, 7)

Во-вторых, о Боге говорится, что Он сочувствует бедным. Сирота и вдова - это примеры попранных и беззащитных, к которым стремится Его сердце.

«Отец сирот и судия вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков; а непокорные остаются в знойной пустыне» (ст. 6, 7).

Со Своего превознесенного небесного престола Бог изливает любовь, заботу и благодать на тех, кто верит Ему и особенно нуждается в Его помощи. Бог всегда приходит на выручку беззащитным. Он провозглашает и защищает права бедных.

Бог работает, чтобы дать скитальцу дом. Он хочет, чтобы невинные узники обрели свободу. Однако по Его воле непокорные ослушники остаются в месте страданий.

Помощь нуждающимся всегда является проявлением добродетели и милосердия. Значит, Бог - это идеальный Бог. Он ведет Свой народ путем праведности и сочувствует слабым и бедным.

III. СПАСИТЕЛЬ СВОЕГО НАРОДА (ст. 20, 21)

Еще Бог изображен Спасителем Своего народа. Он - Бог спасения.

«Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Бог для нас - Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» (ст. 20, 21).

Бог избавлял Свой народ в прошлом, и Он продолжает постоянно, каждый день благословлять нуждающихся в нем. Господь вселенной “спасает нас”. Его любовь к Своему народу привела в действие план искупления. И не удивительно, что мы можем сказать: “Бог для нас - Бог во спасение” (ст. 21).

Для верующих в Бога Он - единственный Бог (Эл). В стихе 21 Эл употребляется три раза. Его владычество распространяется на ангелов небесных и на землю; Он - Господь (Адонай). Своей властью Он оправдывает и защищает. Его защита и оправдание названы “спасением” Израиля (ст. 20, 21). Его народ знает Его; Он по-прежнему “Господь” (Адонай), Господь Вседержитель всей земли.

Божьи люди восхваляют Его за то, как Он заботится о них. Он ежедневно зорко следит за Своим народом. Хотя в Синодальной Библии сказано, что “Он возлагает на нас бремя”, Современный Перевод дает такой перевод: “Он облегчает наше бремя” (ст. 20). Он постоянно уводит Свой народ от “смерти” (ст. 21), как уводил Израиль во время Исхода.

IV. ВОИН ДЛЯ СВОЕГО НАРОДА (ст. 22-24)

В-четвертых, Бог - это Воин Своего народа. Он сражается за него в битвах.

«Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях. Господь сказал: “от Васана возвращу, выведу из глубины морской, чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов”» (ст. 22-24).

Благочестивым говорится, что Господь отомстит их врагам. Его месть поэтически выражена словами: “сокрушит голову врагов Своих”, “волосатое темя”. “Волосатое темя” может косвенно указывать на обычай, когда воины отращивали волосы пока шла война, а по успешном завершении ее сбривали их в знак празднования победы. Хотя о возмездии говорится в сильных и откровенных выражениях, мы должны помнить, что действия этих врагов были гнусными. Они ненавидели Господа вселенной и совершали постыдные дела среди людей.

Божья весть касается как врага, так и Израиля. Пусть враг причиняет беспокойство Израилю на земле и на море, пусть пытается спрятаться в камнях или скрыться в морских глубинах - Господь обнаружит его и повергнет. Он разделит победу со Своим народом, к которому обращены утешительные слова стиха 24. Заставляющий содрогнуться поэтический язык отражает военную и победную лексику. Упорствующих во зле ожидает ужасное будущее.

V. ЦАРЬ СВОЕГО НАРОДА (ст. 25-28)

В-пятых, Бог - это Царь Своего народа. Он владычествует над ним.

«Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, царя моего во святыне. Впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в середине девы с тимпанами: “В собраниях благословите Бога Господа, вы - от семени Израилева!” Там Вениамин младший - князь их; князья Иудины, владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы» (ст. 25-28).

Эта сцена напоминает праздничную процессию, при этом символически изображается празднование победы и восшествие Бога на престол в качестве Царя. Возглавляет процессию Господь, которого псалмопевец интимно называет “Бог мой”, “царь мой”. Он победоносно возвращается с битвы в Свою “святыню”. В сцену шествия введены соответствующие этому мероприятию люди: царь, певцы, музыканты и девушки. Князья и вожди племен тоже поют победный гимн.

Упоминание только четырех колен можно объяснить принципом поэтической избирательности. Для краткости у поэта Вениамин и Иуда представляют южные племена, а Завулон и Неффалим - северные. Вместе эти племена образуют один народ, истинных израильтян.

VI. ГОСПОДЬ СВОЕГО НАРОДА (ст. 29-36)

И, наконец, Бог - это Господь Своего народа. Он единовластно правит всей землей.

«Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары. Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней. Придут вельможи из Египта; Эфиопия прострет руки свои к Богу» (ст. 29-32).

Божий народ призывает Господа продемонстрировать Свою “силу”. В прошлых победах Он внушил ужас и явил величие Своей силы, и верные ожидают, что Он сделает это снова.

Господь установил Свое величие в Иерусалиме, и Его правление должно распространиться повсюду. Цари со всех сторон принесут дары, чтобы засвидетельствовать Ему почтение.

В стихе 31 псалмопевец просит Бога поразить не желающие покориться Ему народы, сравнивая их со “зверем в тростнике” (бегемотом или крокодилом) и “стадом волов”. “Зверь” и “стадо” - это угнетатели, мучители и совратители народов. Упивающиеся войнами цивилизации нужно остановить и усмирить. Даже могущественный Египет покорится Господу. Эфиопия, которая часто объединялась с Египтом, в знак повиновения принесет дань Господу.

Каждый народ должен однажды покориться Богу, и поэтому псалмопевец призывает “царства земные” надлежащим образом ответить на Его всевластие. Так как Бог был Господом Израиля, то автор просит Божий народ восславить Его за Его силу.

«Царства земные! Пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы. Воздайте славу Богу! Величие Его - над Израилем, и могущество Его - на облаках. Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев - Он дает силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!» (ст. 33-36).

Небеса названы “небесами небес от века”.

Бог явил величие и силу Своего правления на благо Своих. Шествовать “на небесах небес” - значит возвышаться над всей землей и всеми народами, быть запредельным. Бог говорит громоподобно, голосом силы. Израиль должен признавать силу за Богом, потому что Он явил ее Своему избранному народу.

Бог “страшен” в Своих делах. Он силен Сам и дает силу Своему народу. Он присутствует в Своем народе, хотя и превознесен над ним. Только Он является источником их силы. Бог благословляет Свой народ, и люди должны благословлять Его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каким мы должны видеть Бога? Он - наш Вождь, Защитник, Сторонник, Царь и Господь. Он - любящий и сильный Бог. Будучи праведным, Он извечно судит грех. Он превознесен над землей, шествуя на облаках, но обитает среди Своего народа. Он защищает и спасает Свой народ, но судит и топчет тех, кто противостоит Ему и Его народу.

Неполный взгляд на личность Бога дает ложную картину о Нем и приводит к неверному отношению к Нему. Видя Его справедливость и милость, Его благодать и праведность, мы видим Его совершенство. Поэтому мы относимся к Нему с любовью и повиновением, благоговением и радостью. Если мы будем приписывать Ему только любовь без всякого осуждения, то у нас получится сентиментальный Бог; а Бог, судящий без любви, был бы просто жесток. Ни одна из этих картин не верна. Наш Бог - это любовь и суд, добро и ненависть к греху.

Когда мы видим Бога таким, каким Он является в действительности, то как можно не поклоняться Ему?

#псалмы давида #псалом #изучение библии #христианство #религия #толкование ветхого завета #бог #псалтирь #библия #бог есть