ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ
Этот хвалебный псалом, адресованный руководителю хора, назван “песней”. Все псалмы с 50 по 64 в своих подзаголовках упоминают имя Давида, а в псалме 65 этого нет.
Общие рассуждения в псалме не дают возможности определить время и место его сочинения. Однако из этого вовсе не следует, что он не был вдохновлен Святым Духом.
Псалмы 65 и 64 похожи тем, что оба они хвалебные. В 65:1-12 присутствуют или подразумеваются личные местоимения множественного числа: “мы”, “нас”, “наш”, а в стихах 65:13-20 используются или угадываются местоимения единственного числа: “я”, “меня”, “мой”. Из этого мы делаем вывод, что начальные стихи по замыслу носят общий характер и имеют отношение ко всей земле (ст. 1-4). Далее автор сужает границы великих Божьих дел и говорит о том, что Бог сделал для Своего народа, Израиля (ст. 5-15). В конце мы видим, что Бог сделал для самого псалмопевца (ст. 16-20).
Бога нужно прославлять за Его великие деяния для Его народа, но главный упор в псалме делается на том, кто должен славить Его. Псалом призывает все человечество поклониться Богу и приглашает каждого увидеть и услышать свидетельство Его благости и могущества. Свой призыв громко восславить Бога автор обращает к трем группам людей.
Кто же должен радостно воскликнуть Господу? Давайте рассмотрим каждую из этих групп.
I. ВСЯ ЗЕМЛЯ (ст. 1-7)
Во-первых, призыв воздать славу и хвалу Богу обращен ко всей земле. Все народы так или иначе видят Его славу.
«Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе...» (ст. 1-4).
Эти стихи содержат много слов, относящихся к восхвалению Бога: “воскликните”, “пойте”, “слава”, “имя Его”, “хвала”, “страшен”, “множество силы”, “поклонится”. Некоторые слова в этой пространной попытке должным образом восславить Бога повторяются по нескольку раз.
Псалмопевец убеждает землю радостно воскликнуть Богу, признав Его царское величие и силу. Вся земля собралась для поклонения, и автор просит ее обитателей объединиться в хор, чтобы воспеть Богу. Они должны хвалить Его за то, что Он явил Свою “славу”. Миру было открыто великолепие Его имени, и все люди должны восславить Бога за Его величие и отдать Ему полагающиеся почести.
Своим поклонением они скажут Ему: “Как чудесны, страшны и славны дела Твои!” Для тех, кому Его дела нанесли поражение, они страшны, а для тех, кого они защитили и избавили, эти дела чудесны. Его дела славны и для потерпевших поражение, и для получивших защиту. Его обязаны прославлять и Его враги, хотя, возможно, делать это они будут с тяжелым сердцем. Они покорятся Его воле, но их покорность может быть притворной, под давлением Его силы.
«Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими. Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами; там веселились мы о Нем. Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники» (ст. 5-7).
“Придите и воззрите на дела Бога”, - говорит псалмопевец. Среди Божьих страшных дел особенно выделяются два исторических события: переход через Красное море и переход через реку Иордан. Начиная со стиха 5, псалмопевец перечисляет внушающие священный трепет дела Бога, которые в общих словах впервые упоминает в стихе 3. Стих 6 говорит об исходе из Египта (Исх. 14:21) и переходе через Иордан (Иис. Н. 3:16). В ветхозаветные времена было принято пересказывать это событие из книги Исход. О нем часто вспоминал Моисей, например во Втор. 5:15.
Указывая на события, в которых Бог продемонстрировал Свою крепкую руку и которые всем явили Его могущество, псалмопевец указывает, что земля была свидетелем всего этого и потому должна признать Его великим Богом, который владычествует над всем. Жители земли могут неохотно склоняться перед Его волей. Склоняются они или нет, они все равно видят Его всевластие и любовь к Своему народу и должны восхвалять Его.
Восхваление Бога всеми людьми правильно и уместно. Псалмопевец, по сути, говорит: “Да прославит Его вся земля!”
II. ЕГО НАРОД, ИЗРАИЛЬ (ст. 8-12)
Во-вторых, поклоняться Богу должен Божий народ, на который направлена Его благодать. Кто бы ни поклонялся Богу, в это число непременно должен быть включен Его народ.
«Благословите, народы, Бога нашего, и провозгласите хвалу Ему. Он сохранил душе нашей жизнь, и ноге нашей не дал поколебаться. Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (ст. 8-12).
Псалмопевец вновь обращается ко всей земле, прося каждого благословить Бога за то, что Он сделал для Своего народа. Стих 8 открывает серию мыслей, которые продолжаются вплоть до стиха 12. Если начало этой серии (ст. 8, 9) и ее конец (ст. 12) выражены позитивно, то стихи 10-12 в какой-то мере негативны, являясь даже почти жалобой. Общий смысл этой серии состоит в том, что Бог хранил верность, и когда Израиль был верным, и когда был неверным, и когда переживал всевозможные испытания и беды. Эти трудности составляют среднюю часть этого раздела из четырех стихов.
Народ дошел до той точки, когда ему уже грозил крах, но Бог вернул его к жизни. Как? При помощи испытаний, которые послужили Израилю уроком. Во-первых, псалмопевец говорит, что Бог “переплавил” Свой народ, как переплавляют драгоценный металл (ст. 10). Во-вторых, они попали в сети подобно зверю (ст. 11). Чтобы наказать их за их грехи, Бог умышленно позволил врагам встать над ними. Третье из упомянутых испытаний - тяжелая работа, возможно, рабство или иная кабала (ст. 11). Четвертое испытание - война (ст. 12); Бог позволил другим народам захватить Израиль, чтобы они научились верить Ему. Пятое испытание было вызвано природными катаклизмами - огнем и водой, или это были беды, которые огонь и вода символизируют (ст. 12; см. Ис. 43:2).
Поворотная точка в мыслях псалмопевца выделена значимым союзом “и” (“но все равно”; Современный Перевод) в стихе 12. Псалмопевец заявляет, что Бог провел Израиль через тяжкие испытания в то место, где царят изобилие и мир. Богатство, которое они унаследовали, должно подсказывать им, что в ответ им нужно славить Бога.
Бог благословил Израиль. Люди должны были славить Бога за дарованные им победы, а также за испытания, в которых они познавали Его волю и укрепляли свою веру в Него.
III. АВТОР (ст. 13-20)
Далее псалмопевец говорит, что поклонение должно быть личным ответом на Божьи великие дела:
«Войду в дом твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Всесожжения тучные вознесу Тебе, с воскурением тука овнов; принесу в жертву волов и козлов» (ст. 13-15).
Переход в этом месте от множественного числа личного местоимения к единственному сигнализирует о смене мысли в псалме. Автор говорит, что он пойдет в скинию “со всесожжениями”, чтобы выразить свою преданность Богу и исполнить обеты. Эти жертвы будут публичным свидетельством того, что Бог сделал для его души.
Обет Богу в ветхозаветные времена расценивался как серьезное обязательство. Добросовестный человек держал все данные Богу обеты. Нарушение такого обета считалось актом крайне непочтительного отношения к Нему.
В Ветхом Завете упоминается несколько разновидностей обета: клятвенное обещание отдать детей на Божью службу, как сделала Анна (1 Цар. 1:11); обет назорейства (Чис. 6:2-21) и обеты принесения животных в жертву Богу (Лев. 27:9-13; 27-29).
В трудное время псалмопевец взял на себя некий обет (см. Суд. 11:30). Он решил, что верно исполнит его. Он не дает никаких намеков на суть своих трудностей и способ избавления от них, но призывает всех, кто поклоняется вместе с ним, присоединиться к нему в славословии.
«Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь... Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей» (ст. 16-20).
Это “придите, послушайте” похоже на “придите и воззрите” из стиха 5. Псалмопевец повторяет в общих словах, как Бог ответил на его молитву. Он призывает верных израильтян послушать объяснение, как его молитвы и обеты оказались столь эффективными. Бог ответил на его просьбы, потому что молитвы и клятвы исходили от искреннего, чистого сердца.
В стихе 18 мы находим короткий урок о необходимости исповедания греха. Мы должны очень внимательно отнестись к этому уроку: ведь так часто в публичных молитвах - да и в личных тоже - люди пренебрегают исповеданием греха. Может, это и есть главная причина того, что молитвы остаются без ответа? Бог прощает только тот грех, в котором человек раскаялся. Очевидно, в жизни этого благочестивого поэта не было известного ему неисповеданного греха, ибо Бог услышал его молитву. Поэтому он произносит свое заключительное барух, “благословен Бог”, чтобы прославить Того, чья непоколебимая заветная любовь никогда не ослабевает.
Прочтите стихи 13 и 14 еще раз. Сколько людей дают обеты, когда оказываются в беде? В трудные дни Богу даются щедрые обещания, но они быстро забываются, когда жизнь возвращается в спокойное русло! Но не так повел себя в отношении своих обетов автор. Он с нетерпением ждет того дня, когда ему опять будет сопутствовать благополучие, когда затихнет буря и он сможет рассчитаться с Богом. Мы обычно думаем, что раз мы не видим Бога, то и Он не видит нас, а потому не вспомнит наши обещания и не потребует их исполнения.
Псалмопевец не считает, что Бог обязан ответить на его молитву за его чистоту и верность. Нет, он рассматривает это как еще один акт благодати, за который нужно благодарить Бога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто должен прославлять Бога? Вся земля, весь Божий народ и вообще каждый человек. Прославление должно быть всеобщим, но также и личным ответом Ему. Восхваление Бога - это то, что должен делать весь человеческий род.
Вы никогда не пытались записывать Бога в должники? Вы никогда не говорили: “Я сделал это для Бога. Теперь Он должен меня благословить”? Если да, то вы, наверняка, понимаете, что изначально ставили Его в положение должника. Прежде чем начать с Богом игру в дебет/кредит, все долги должны быть погашены, а это невозможно. Бог благословлял нас еще до того, как мы узнали о благословениях. Бог никогда не будет ни у кого в долгу. Он даровал нам столько благодати, что мы никогда не сможем расплатиться с ним! Божья благодать является неотъемлемой частью нашей жизни; она постоянно питает нас. Не было дня, когда бы мы не были окружены ею. Бог столько сделал и делает для нас, что нам остается только прославлять и благодарить Его.
Все люди разные. Мы - как снежинки, у каждой из которых своя форма и свой рисунок. Однако между нами есть много общего, так как на всех нас направлены Божьи благословения и Божья благодать. Значит, каждый человек на земле должен признавать Его Богом и восхвалять Его с глубоким почтением и благодарением.
Склоните головы и восхвалите Бога за то, что Он сделал для вас.
#псалом #изучение библии #толкование ветхого завета #религия #христианство #псалтирь #библия #библиянакаждыйдень