Многие русские и иностранные учёные, археологи и путешественники 18-19 вв. интересовались историей и культурой горцев Кавказа, особенно теми, кто сохранил свою традиционную культуру, обычаи, продолжая чтить память своих предков.
Зарубежные и русские исследователи, находившие много общего с русской традиционной культурой, писали о жизни и быте горцев, которые трепетно берегли свою культуру и продолжали сохранять скифские обычаи и народную мудрость. (Как крепла русско-осетинская сила?)
Эти исследователи писали о многих горских народах, но с большей теплотой и уважением относились к традиционалистам, в тот же момент горцы всегда будут благодарны за то, что они оставили бесценные сведения о культуре, этнографии в своих трудах. К тому же личные взаимодействия поспособствовали сближению с русским народом, а также объективно повлияли на развитие народных ценностей. (Осетины и русские сплочаются в военный период)
Начну по порядку, в данных трудах большое внимание уделяется обычаю гостеприимства. К примеру, Штедер (подполковник русской армии), совершив путешествие по Осетии в 1781 г., детально описал этот обычай, указывая на то, что «они (т.е. осетины) щедры, делят своё пропитание между нуждающимися, услужливы, не отказывают просящему другу. Гостя они принимают со следующими словами: «мой дом – твой дом»; «я и всё моё – твоё. С тем, кто находится под их защитой они обращаются как с родственниками… многочисленные русские перебежчики (то есть те, кто ушёл из русской армии, по причине несправедливого и гнусного отношения к людям) жили свободно среди осетин и находили себе, не работая, пропитание». (Какие подарки дарили за принятие христианства в Осетии?)
Осетины всегда отдавали предпочтение свободе, вместо того, чтобы «деспоту служить» и желали того же всем перебежчикам из русской армии и людям, которые не терпели к себе отвратительного обращения. Причём, когда же русские власти пытались забрать этих перебежчиков, живших с осетинами свободной жизнью, то последние вступались за них.
«Мне, - писал Штедер, - предлагали за свободу этих людей подарки, а женщины преследовали меня из Алагира на далёкое расстояние с умоляющими слезами, прося за двух гренадёров из Томска, которых я ночью похитил у них».
Ещё по этой теме:
Разговор с мудрым осетином. Воспоминания о былом
Превосходное воспитание детей у осетин
Что для каждого осетина являлось долгом чести?
Как в Осетии распространялись две религии