И укорять: «Автор, за кого ты нас держишь?» тоже не спешите. У меня новые данные!
Всемирный день театра (27 марта) наступил, и я поздравляю всех причастных к нему! И дарю (приурочиваю) статью, написанную некоторое время назад – к ней и повод нашелся, хотя я и без повода могу )) Не так давно мы уже пытались поболтать в комментариях о названиях театров. И вот...
Итак, про имена нашей любимой Мариинки... Поначалу простой поиск в Интернете отвечает:
Театр, здание которого было построено А. К. Кавосом, был назван в честь императрицы Марии Александровны – жены Александра II. Это раз.
Правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его стали именовать Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года ему было присвоено имя С. М. Кирова. (С сайта театра). Добавлю, это произошло вскоре после его, Кирова, убийства (1934).
Это два. До недавнего времени я думала, что это всё (а как я могла думать иначе?). Но у того, кто копается в истории, случаются находки-сенсации. Большие и маленькие. Кто бы мог подумать, что персона покойного Сергея Мироновича могла вытеснить персону другого праведного большевика. Ладно, прекращаю вас томить и предоставляю вещественное доказательство.
Брошюра, выпущенная театром, называет театр именем А. В. Луначарского. В 1934 году. Очевидно, что где-то в начале его, потому что премьера «Щелкунчика» прошла в феврале. Остается вспомнить, что в декабре 1933 года Анатолий Васильевич Луначарский скончался. Совсем незадолго до даты нашего источника. Он был первым наркомом просвещения советской России, с 1917 по 1929 год. В его ведомство входила в том числе и культура, театры. Луначарский первым выступил с призывом сохранить старые культурные ценности и наследие, а не выбрасывать их с корабля современности. Он как мог защищал старую интеллигенцию. И. В. Сталин постепенно отстранил его от постов, и в Наркомпросе его сменил А. С. Бубнов.
Свежо событие, но… что верится с трудом в присвоение имени – говорить не будем. В те времена процесс переименований и/или присвоений имен был активным.
Итак, в 1934–1935 гг. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета носил имя А. В. Луначарского. Имя С. М. Кирова перебило это название.
Не буду ни кричать «Сенсация!» по поводу своего открытия, но и фейком это счесть невозможно. Не на пустом месте источник возник. Не напечатаешь же в то время в типографии тираж с фейком... пардон, выдачей желаемого (возможно) за действительное. С кого тут спросишь? Уж не с составителя ли Юрия Слонимского? Это известный балетовед, он работал тогда в театре. Неточности у него бывали (мои читатели могли прочесть в этой статье про «Жизель»). Но не до такой же степени, а? )) Как думаете?
Проверить бы этот факт архивами... На портале архивов Санкт-Петербурга есть справка о фонде Мариинского театра в ЦГАЛИ (кликнуть информацию о фонде). Тоже без этой подробности, да и точная дата присвоения имени Кирова не указана, что меня тоже интересует. Но ведь эта справка – не источник, а тоже небольшое исследование. А пока какого-то факта / фактика не знаешь – его как бы и нет, но он есть. Так что этот архивный сайт – еще не аргумент против.
Если кто-то развеет туман над этим событием всего лишь менее чем 90-летней давности – буду рада. Пишите комментарии, теории принимаются. Спасибо!
#культура #театр #история #искусство #балет #опера