После Второй мировой войны Чехия (точнее, уже Чехословакия) начала обновление и стандартизациию своего армейского и полицейского оружия - ибо после немецкой оккупации и неразберихи хватало, и заводы были перепрофилированы немцами на свои нужды. Конкретно службе Общественной безопасности (Veřejná bezpečnost), выполнявшей полицейские функции с 1945 года, требовался пистолет достаточно компактный - больше для ношения, чем для использования, как и подобает полицейскому оружию (если речь не идет о полиции каких-нибудь бразильских фавел, конечно). При этом, как и раньше, полиция сохраняла "на службе" патрон 7,65 mm Browning (.32 ACP) - пускай и маломощный, но считавшийся ей достаточным (в то время как армия в итоге выбрала 9х19).
Пистолет, получивший официальное обозначение vz.50 (то есть "vzor 50" - "образец 1950 года"), и часто ошибочно называемый просто ČZ 50, был разработан и изначально выпускался на заводе "Ческа Збройовка" в Страконице (на тот момент - подразделение "головного" предприятия Česká zbrojovka-Praha), после окончательной специализации этого завода на мототехнике "переехал" с конструкторами на завод Česká zbrojovka в городе Угерски-Брод. Любопытно, что нумерация пистолетов началась с 650001, прямо продолжив нумерацию vz.27, которые они и должны были сменить.
Разработал пистолет, внешне выглядящий очередной вольной версией "Вальтера ППК", Ян Кратохвил (не путать с тезкой, генерал-майором) совместно со своим братом Ярославом (не путать с умершим в 1945 году писателем) и при некотором участии других конструкторов - Отто Сханилеца, Ярослава Келиша, Алоиса Бенеша и Вацлава Студничека.
Однако, несмотря на общие очертания и сходный ряд основных конструктивных элементов, Vz. 50 никак нельзя было назвать "типичным вальтероидом". В первую очередь в глаза бросаются неподвижная спусковая скоба (остановом затвора служила не она, а утапливаемая кнопка справа) и предохранитель не "вальтеровский", на затворе, а расположенный на рамке, к тому же утопленный в накладку рукояти. Плюс к этому - кнопочный сброс магазина, но самое интересное обнаруживается при снятии накладки рукояти.
Поскольку пистолет разрабатывался под сравнительно маломощный патрон, для облегчения сборки и отладки братья Кратохвилы смогли себе позволить пожертвовать жесткостью рамки, проделав в ней справа большое окно, закрывавшееся при сборке крышкой, крепившейся гайкой на резьбе оси курка (то есть выполнить полную разборку без помощи ключа или хотя бы плоскогубцев было нельзя) - а в ней самой также были два окна для обзора основных точек ударно-спускового механизма. Дополнительно крышка удерживалась двумя штифтами. К тому же это позволило выфрезеровывать все внутренности рамки при ее горизонтальном положении за один установ: не зря даже перемычки внизу рукояти с правой стороны нет.
Ударно-спусковой механизм пистолета позволял стрелять как самовзводом, так и с предварительным взводом курка. Перенесенный на рамку предохранитель выполнял также функцию декокера, при постановке безопасно снимая курок с боевого взвода. В теории безопасно - однако по мере износа УСМ пистолет, будучи направленным вниз (а еще с некоторым настрелом - и в любую сторону), уже мог в этот момент выстрелить: упор на предохранителе, перехватывавший спущенный курок, срабатывался (будучи размещенным почти что у оси курка, он при незначительном износе уже чувствительно увеличивал ход курка до его остановки), позволяя курку придать ударнику достаточный импульс для накола капсюля. Впрочем, эта недоработка конструкции вылезла уже достаточно поздно - а пистолет и в целом вышел "сыроватым", из-за чего производство пришлось временно остановить уже в 1952 году (конечно, тут сказался и прием на вооружение армией пистолета vz.52, отнявшего на себя время и производственные мощности).
Для удешевления производства пистолет внутри достаточно грубо обрабатывался, спусковая тяга штамповалась, шептало и вовсе отливалось с минимумом станочной обработки - именно поэтому, собственно, в боковой крышке напротив него было прорезано окно, чтобы сборщик мог "живьем" увидеть работу механизма и понять, где нужна подгонка. Я уж промолчу, что на серийных пистолетах усилие спуска самовзводом могло доходить иногда до семи-девяти (!) килограммов как раз из-за переусложненного и грубого механизма.
В целом, пожалуй, у Кратохвилов вышел самый "замороченный" по конструкции "вальтероид". Поэтому необходимость в доводке и вылезла достаточно быстро. В частности, из-за некорректного выбора материалов и режима их термообработки на немалой части пистолетов затвор при откате создавал задиры на контактирующей с ним поверхности курка.
Самый любопытный этап истории vz.50 - это появление "спортивных версий", настолько, отмечу, редких, что вменяемой информации у меня вообще о них нет, кроме этого фото: ствол устанавливался удлиненный, на него переносилась с затвора мушка, установленная на муфте, а целик для увеличения прицельной линии выносился на кронштейне назад рамки. Сам затвор оставался штатным, но мушка с него сфрезеровывалась, а паз под штатный целик оставался пустым.
В 1970 году пистолет получил "косметическое обновление" - начал выпускаться vz.70.
Этот вариант пистолета был значительно менее массовым - сказывалось и наличие в обращении еще немалого количества "пятидесятых", и то, что уже в 1983 году Чехословакия перешла с патрона 7,65 mm Browning на советский 9х18, под который был разработан пистолет vz.83 (впрочем, он выпускался коммерчески и под 7,65 мм, и под 9х17).
-----------------------------------------------------------------------