Найти тему
13K подписчиков

Копия с завещания князя Ивана Федоровича Паскевича (князя Варшавского) 16 ноября 1855 года

179 прочитали
Портрет Ивана Фёдоровича Паскевича работы Джорджа Доу
Портрет Ивана Фёдоровича Паскевича работы Джорджа Доу

Во имя Отца и Сына и святого Духа.

Чувствуя приближение последней минуты, покоряюсь воле Всевышнего, готовясь предстать пред ним и дать отчет, думаю, что по мере сил и по совести исполнил долг пред Государем и отечеством.

Co слезами благодарности душевной вспоминаю о неизреченных милостях ко мне покойного Государя (Николая Павловича) и скорблю о том только, что может быть в последнее время не во всем умел угодить Ему. Государю Императору я принадлежал до последней минуты. Его воле предаю и тело мое по кончине.

В отношении моих имуществ, моя последняя воля есть:

Недвижимое имение перейдет по порядку Высочайше утвержденному о моем майорате. Из капитала после меня остающегося назначаю:

1. Пятьдесят тысяч рублей серебром положить в кредитные установления и из процентов давать пособия изувеченным и раненным солдатам не более как по десяти рублей каждому. Таким образом могут получать хлеб до 200 человек в год.

2. Людей крепостных, находившихся при мне здесь и дворовых при доме в Гомеле, - отпустить на волю и здесь находящимся выдать по 100 рублей серебра каждому, a гомельским по 50 рублей серебром.

Затем, в особенности, благодарю мою жену и детей равномерно, за их привязанность; прощаясь с ними в последний раз прошу их, если я делал им огорчения, простить меня, как я их благословляю.

3. Из денег остающихся оставляю:

Дочери моей, княгине Анне Волконской, - восемьдесят тысяч рублей в дополнение к приданному ее.

Дочери моей, княгине Настасье Лобановой-Ростовской, - шестьдесят тысяч рублей серебром.

Желая вознаградить тех вольных людей, которые были при мне, назначаю:

  1. Старому камердинеру, Карнею Степанову, - три тысячи рублей;
  2. Камердинеру, Фердинанду Красуцкому, - три же тысячи рублей;
  3. Другому камердинеру, Фердинанду Вноровскому, - две тысячи рублей;
  4. Берейтору Кострикову, - четыре тысячи рублей.

Прощаюсь с друзьями моими Иваном Михайловичем Викинским, Петром Федоровичем Елиашевичем, Петром Николаевичем Очкиным, я благодарю их.

Их же и сына моего назначаю исполнителями сей последней моей воли.

Благодарю также всех при мне служивших и моих адъютантов.

11/22 ноября 1855 г., Варшава

На подлинном подписал:

Генерал-фельдмаршал Князь Варшавский.

У сего завещания со слов господина генерал-фельдмаршала написанного и его светлостью подписанного в здравом уме и твердой памяти по личной просьбе его светлости свидетелем был и руку приложил генерал-лейтенант Иван Михайлов сын Викинский.

У сего завещания со слов господина генерал-фельдмаршала написанного и его светлостью подписанного в здравом уме и твердой памяти по личной просьбе его светлости свидетелем был и руку приложил тайный советник Петр Федоров сын Елиашевич.

У сего завещания со слов господина генерал-фельдмаршала написанного и его светлостью подписанного в здравом уме и твердой памяти по личной просьбе его светлости свидетелем был и руку приложил тайный советник Петр Николаев сын Очкин.

Варшава шестнадцатого (двадцать восьмого) ноября, тысяча восемьсот пятьдесят пятого года.

С подлинным верно. Князь Паскевич

Место печати.