Поскольку в СССР существует только одна легальная политическая партия - Коммунистическая партия, правила выдвижения кандидатов в Советы имеют особое значение. Статья 141 устанавливает правила:
Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.
Единственное другое упоминание о Коммунистической партии встречается в статье 126 Конституции, в которой говорится, что
В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Советскую Конституцию часто осуждали на том основании, что она неадекватно описывает всеобъемлющую и важнейшую роль Коммунистической партии в советской жизни. Однако, поскольку в Конституции прямо говорится, что Коммунистическая партия “является руководящим ядром всех организаций... как общественных, так и государственных”, я думаю, что это действительно указывает на важность Коммунистической партии. Уместно напомнить, что в американской Конституции вообще не упоминается ни о какой политической партии и даже не намекается на двухпартийную систему или на ту роль, которую политические партии сыграли в американской демократии. На самом деле Отцы-основатели Американской Республики не предполагали двухпартийной или многопартийной системы и твердо верили, что партии будут представлять угрозу для нового демократического государства. Две разные и независимые политические партии не существовали в течение пятнадцати лет после революции 1776 года; и ни один кандидат не был выдвинут, чтобы противостоять Джорджу Вашингтону на первых двух президентских выборах.
Таким образом, однопартийная система, в которой выдвижение кандидатов является основополагающей вещью и в которой на выборах утверждается один кандидат, не обязательно препятствует истинной демократии. Сегодня в Соединенных Штатах мы имеем множество примеров голосования по одному кандидату в списке на политические должности, а также огромное количество неправительственных обществ, ассоциаций, советов и комитетов, большинство из которых избирают своих должностных лиц с помощью безальтернативного метода голосования.
Согласно советской и марксистской теории, различные политические партии возникают в результате конфликта интересов различных экономических классов, таких как рабочие и капиталисты, землевладельцы и фермеры (или крестьяне), мелкие предприниматели и монополисты; и что до тех пор, пока существуют такие группы, политическая свобода, в какой бы степени она ни была достигнута при таких обстоятельствах, требует различных политических партий. Марксистская идея состоит в том, что когда эти классы будут ликвидированы, как в Советском Союзе, то отпадет и необходимость в множественности партий. Независимо от того, верна эта теория или нет, мы не можем настаивать или ожидать, что эволюция демократии в СССР следовала институциональной модели явно несовершенных демократий, с которыми мир уже знаком.
Коммунистическая партия Советского Союза, насчитывавшая в 1949 году около 6 000 000 человек из взрослого населения примерно в 130 000 000 человек, отнюдь не пытается сохранить все государственные посты за собой, прилагает все усилия для привлечения беспартийных людей на выборные и другие должности. В высшем законодательном органе страны процент беспартийных, как правило, увеличивался с первых лет Советской Республики. Этот показатель вырос с 10 процентов в 1924 году до 23,9 процентов в 1937 году, в 1946 году снизился до 19 процентов. Процент беспартийных депутатов заметно возрастает в нижестоящих Советах, увеличившись в 1939 году до 53,2 процента в городских советах и до 76,9 процента в сельских Советах. На выборах, проведенных в 1947-48 годах для всего общества, включая региональные и областные доля беспартийных представителей составила 62,6 процента.
Однако в любом из Советов все, что Коммунистическая партия поддерживает в области законодательства, практически всегда проходит; и все, чему она противостоит, практически всегда проигрышно. Центральный комитет партии, насчитывающий более семидесяти членов. Он избирает исполнительный комитет, называемый Политическим бюро (Политбюро), состоящий из десяти членов и трех заместителей. Политбюро, в состав которого входят Сталин и его ближайшие соратники, в настоящее время является, безусловно, самой сильной политической единицей в Советской России.
В Советском Союзе мы имеем смешанную систему правления, в которой диктатура пролетариата сочетается с сильными и растущими элементами демократии. Функция Коммунистической партии состоит в том, чтобы направлять и воспитывать массы людей до тех пор, пока они полностью не разберутся во всех тонкостях демократического самоуправления. К этой мысли мы должны добавить то, что до тех пор, пока Советская Россия будет чувствовать угрозу со стороны “капиталистического окружения” и иностранной агрессии, советская демократия будет подвержена взлетам и падениям, а диктатура сохранится.
Вызывает сожаление тот факт, что за последние несколько лет советская диктатура не ослабла, а ужесточилась. Но это неудивительно в свете угрожающей международной обстановки, сложившейся после Второй мировой войны, и широкого обсуждения третьей мировой войны, направленной против Советской Республики. Советское правительство действовало по понятному принципу, что лучше сохранить новые экономические и социальные институты социализма, даже с помощью радикальных мер, чтобы их можно было развивать позже, а не разрушать сейчас.
Источник информации статья "СОВЕТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ", опубликована американским философом CORLISS LAMONT в журнале "Soviet Russia Today" декабрь 1949 года.
Подписывайтесь на канал и читайте ->>
- Философ из США комментирует Конституцию СССР. (Коммунистическая партия)
- Продолжение следует.