Найти тему

Наши проблемы на СО в средней школе и как мы с ними справляемся

Оглавление

Моя дочь учится на семейном образовании второй год, сейчас она проходит программу 5-го класса.

Всё больше знакомых, вдохновлённых нашим примером, хотят уйти из школы или вовсе не связываться с ней (кому только предстоит пойти в первый класс), просят совета или рекомендаций в этой области, ищут поддержки. Ведь решение это очень непростое. Да и столько противоречивых мнений вокруг!

И чем больше я погружаюсь в тему СО, стараясь помочь дочери найти свой успешный путь домашнего обучения, тем больше сталкиваюсь с различными мнениями об этом способе получения образования.

Кроме очевидных плюсов, у большинства «присматривающихся к СО» возникают также страхи, сомнения, вопросы.

Вот наиболее распространенные вопросы, с ними столкнулась и я в начале нашего пути:

  • а как же социализация?
  • что, если мы много на себя берём и сами не справимся?
  • это дорого
  • вдруг ребёнок изнеженным вырастет, неспособным встречаться со стрессом!
  • а что, если дите начнёт саботировать обучение?
  • как мотивировать ребёнка?

Что ж, на некоторые вопросы я уже для себя ответила, а какие-то всё ещё остаются открытыми.

Например, что касается социализации, у нас всё просто:

Музыкальная школа, спортивная секция (в нашем случае они периодически меняются), детская площадка (да-да, и для 10-леток это актуально!), дети друзей и знакомых, а в следующем году планируем летний лагерь. Здесь и дружба, и совместная деятельность, и конфликты — всё по-настоящему.

Пункт о дороговизне на деле спорный:

Есть варианты от вполне бюджетных до реально дорогих. И выбор зависит только от нас самих.

Справимся ли? Один из самых важных и насущных вопросов

Я до сих пор периодически к нему возвращаюсь. Потому что бывают трудности: не хватает времени у меня лично на включение в процесс обучения дочери; какие-то из успешно используемых способов обучения становятся неэффективными на следующем этапе, и нужно искать новые. Но в итоге мы всегда справляемся. Находим время, находим решения и способы, подходящие лично для нас.

Например, в начальной школе Ксюше идеально подходила платформа Учи.ру со всеми основными предметами.

Но стоило перейти в 5 класс, как там начались проблемы: недостаточно информации, ограниченное число предметов. Единственный предмет оттуда, которым мы остались довольны, — математика. Для других же пришлось срочно искать новые способы изучения.

Литературу стараемся обсуждать после каждого прочитанного параграфа. Книги по программе идут со скрипом. Поэтому для развития навыка чтения рекомендую Ксюше читать любые книги, которые ей нравятся. Всё лучше Ютуба и Тик-тока! И пока меня это устраивает.

Историю, биологию и географию тоже обсуждаем и отвечаем вместе на вопросы, разбираем, что непонятно.

По русскому задаю задание по учебнику устно и письменно, проверяю тетрадь. Это может показаться странным, но иногда приходится задавать задание по фото страниц из учебника, которые Ксюша присылает мне в Вотсапе.

Там же голосовыми сообщениями она задаёт мне вопросы, если где-то затрудняется, или отвечает на устные задания.
Там же голосовыми сообщениями она задаёт мне вопросы, если где-то затрудняется, или отвечает на устные задания.

Сначала я винила себя за то, что не могу уделить дочери больше времени, порой это физически невозможно. У меня ещё маленький грудной ребёнок и большой дом, также требующие внимания. Но в итоге так оказалось даже лучше.

-3

О мотивации — ребёнок её периодически теряет, начинает саботировать и прокрастинировать. Особенно когда сложно, не получается решить задачу или читать неинтересно, но надо по программе. И приходится эту мотивацию где-то искать, снова и снова вдохновляться самой, чтобы не опускаться до устрашений.

Хотя, что греха таить, я порой прибегаю к сакраментальному: «ХОЧЕШЬ ОБРАТНО В ШКОЛУ?» Потому что уже всё перепробовала, а сил больше нет, чтобы «улыбаться и махать».
И ведь работает! Но всё-таки я стараюсь подобного избегать.

Вот, что помогает не опускаться до устрашений:

Разговариваю

Периодически напоминаю дочке, почему обучение — это зона её ответственности, для чего она учится, зачем нужно преодолевать трудности.

Хорошо, когда ребёнок сам отвечает на поставленные вопросы. Такие беседы, на мой взгляд, развивают правильное отношение к жизни в целом. Потому что банальное «ты учишься, чтобы получить работу» несколько устарело на сегодняшний день.

Хвалю

Каждое старательно выполненное задание, пусть даже не идеально, достойно похвалы, на мой взгляд. Конечно, я не закрываю глаза на ошибки, мы их обсуждаем, разбираем. Но акцентировать внимание всё же стараюсь на том, что достойно похвалы.

Ставлю только хорошие оценки

Мы завели специальную тетрадку-дневничок, куда я пишу задания и ставлю оценки. Если всё выполнено правильно, без грубых ошибок, оценка 5. Иногда ставлю 4. Если ошибок много, просто ничего не ставлю, разбираемся с недопонятым материалом.

Поощряю

Я искренне радуюсь, когда Ксюша делает дополнительные задания, олимпиады или проходит тесты. В честь таких мероприятий устраиваем чаепитие с вкусняшками, идём в кафе или покупаем то, что обычно нельзя, но иногда можно.

Что касается темы стресса, она настолько обширна, что заслуживает отдельного разговора.

Беречь или не беречь?

Да, переведя дочь на СО, мы избавили её от ежедневного воздействия ряда стрессовых факторов. Но я всё же не думаю, что это помешает ей полноценно развиваться.

После 10-12 лет нежный возраст сменяется подростковым периодом, а там, как известно, сама жизнь становится источником беспокойств. Начинается социальная активность, ребёнок сталкивается с различными ситуациями, проблемами. При достаточной родительской поддержке этот стресс, я считаю, становится тем самым фактором роста, который закаляет характер, даёт толчок к развитию и обогащает жизненный опыт.

Хочу обратиться к читателям: какие проблемы в учебном процессе возникают у ваших детей и как вы с ними справляетесь?
Предлагаю вам в комментариях поделиться опытом, поможем друг другу сделать обучение наших детей чуть проще и, возможно, интереснее.

Если хотите узнавать о личном опыте семейного образования, подписывайтесь на канал.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-4

Автор: Дарья Татарова, инструктор по йоге и женскому фитнесу, мама двоих детей (10 лет и 1 годик). Старшая дочь на СО

Читайте ещё одну статью автора:

Что оказалось самым сложным на семейном образовании в 4 классе

Читайте также другие наши статьи:

5 главных достижений хоумскулера в 2021 году

«Для семейного обучения нужна образованная неработающая мама и много зарабатывающий папа»