Найти тему

Тайна подземных ходов



В Краеведческой библиотеке Нижнетагильского музея-заповедника хранится книга кандидата технических наук, известного уральского краеведа В.М. Слукина (1936 – 2021) «Тайна уральских подземелий».

Книга рассказывает о подземных сооружениях Урала: Верхотурья, Невьянска, Кунгура, Екатеринбура, Верхнего Тагила и других уральских городов.


Есть в книге и упоминая о тагильских подземных загадках. В главе «Тагильские тайники» драматически описывается событие обнаружения «демидовской тюрьмы» и «подземного хода», ведущего от «тюрьмы» к плотине Нижнетагильского пруда:

«Небольшой участок земли, видимо, от сотрясения осыпался, и открылась дыра, обрамленная кирпичной кладкой. (…) В полумраке выступали приглаженные грани камней, из которых выложены стены. Над ними нависал крестовый свод: те же большеразмерные демидовские кирпичи, известковый раствор, что не разрушается, даже если кладка выкрашивается. В центре свода – громадный крюк. Так и представляешь себе, как через него перекидывалась толстая веревка или цепь, другим концом намертво охватившая руки узника.

Узника? Да, исследователи попали в подземелье, где когда-то находилась демидовская тюрьма. По всем признакам подземелье появилось в первой половине XVIII столетия, то есть во времена строительства завода. Из тюрьмы, по преданиям, выходила подземная галерея к плотине, а сам застенок был соединен с заводоуправлением».

-2


Все эти открытия состоялись в конце 1970 – начале 1980-х гг. – в тот период, когда было начато строительство нового здания, в котором в настоящее время располагается Нижнетагильский городской исторический архив.

Удивительно, но даже некоторые коренные тагильчане принимают это здание за «демидовское».


Это можно объяснить отчасти тем, что до строительства современного здания архива, это место отнюдь не пустовало – здесь долгое время находилось здание, которое в разные годы именовали по-разному: «Красные хоромы», Управа благочиния (полицейский участок). Здесь же находилась и живописная школа.

В 1940-х гг. здание Управы благочиния было снесено, а то, что от него осталось – первый этаж – был позднее засыпано.

-3


Вероятно, именно первый этаж «Красных хором» и был обнаружен во время строительства, и именно его и приняли за «тюрьму», благо решетки на окнах имелись. И окна, и решетки хорошо видны на одной из фотографий из фондов Нижнетагильского музея-заповедника, датируемой 1960-ми гг.

Часть этой стены (а также, возможно, часть еще одного здания, примыкавшего к «Красным хоромам») и сегодня можно увидеть при повороте с плотины на проспект Ленина, правда, без окон и без решеток.

Что касается «подземного хода» к плотине, то это, вероятно, так же остатки одной из хозяйственных построек, входивших в комплекс заводских сооружений, которые располагалась за «Красными хоромами».

-4


Также существует миф о «подземном ходе», ведущем на Лисью гору. Своим существованием он обязан, вероятно, тому, что склоны горы активно использовались в хозяйственных целях: долгое время там находились угольные склады и емкость для хранения воды, необходимой для работы мартеновского цеха Нижнетагильского металлургического завода им. В.В. Куйбышева.

Интересно, что в Верхнем Тагиле (Верхне-Тагильский завод был основан Н.Н. Демидовым и пущен в 1718 г.) существует очень похожая легенда о подземном ходе, ведущем на Тёплую гору - высоту, господствующую над окрестностями. Существование хода не подтверждается ни документами, ни исследователями. Однако, легенда живет, хотя В.М. Слукин и пишет в своей книге «Тайны уральских подземелий»:

«Какой же гигантский объем работ надо было выполнить, чтобы пробить наклонный тоннель в твердых породах, оборудовав его прямо-таки бесчисленными лестничными подъемами и спусками, а потом вывести в самой высокой точке горы на обозрение всем и вся. Рассыпается легенда как песочный дворец».

Думается, что подобные доводы применимы и к легенде о «подземном ходе», ведущем на Лисью гору.

Мария Раисовна Габтрахманова, научный сотрудник исторического отдела музея-заповедника