Найти тему

Воскресный вернисаж. Художник-корреспондент

Василий Васильевич Верещагин был военным живописцем - правда не всегда.

Свидетель боевых действий - он создавал наброски будущих картин без прикрас и фантазий, с документальной точностью.

Примечательно что после окончания обучения живописи он принимает участие в Туркестанском походе, где за героизм проявленный во время Самаркандской обороны награждён орденом Святого Георгия четвёртой степени.

Кроме награды Верещагин привозит оттуда множество эскизов. 

Так в 1869 году появилась "туркестанская серия" которую художник закончил в 1874 году.

Но не только сражения и подвиги были на его полотнах. Трагедия и ужасы войны, её последствия болью отзывались в его работах.

Бытовые сцены, зарисовки культуры, обычаев других народов и размышления - всё незнакомое, неизведанное манило художника.

После выставок в Европе он отправляется в Индию, Тибет.

В 1877 году узнав о начале войны отправляется в действующую армию. 

Во время осады Плевны погибает его брат Сергей.

Скорбь художника лучше показана в картине "Панихида".

-2
После войны вновь Индия, Сирия, Палестина и везде его поражает то, что "...даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом всё ещё называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность… и это совершается даже в христианских странах во имя того, чьё учение было основано на мире и любви... "

Зарисовки, этюды, наброски постепенно превращаются в картины.

Но Верещагину не сидится на месте:

- 1889 США, Нью-Йорк;

- 1894 путешествие по Русскому Северу: Пинега, Северная Двина, Белое море, Соловки;

- 1899 Крым;

- 1901

Филиппины, США, Куба;

- 1903 Япония.

"Японская серия" самая непохожая на все его предыдущие работы.

В ней, как в огромном зеркале отражается весь накопленный опыт художника, а также попытка освоить новые техники, новые знания.

-3

31марта 1904 года, на мине подорвался броненосец "Петропавловск".

Василий Васильевич Верещагин находился на борту по приглашению вице-адмирала С. О. Макарова.

Война боится творцов.
Как иначе объяснить это постоянное стремление уничтожить любое проявление творчества.

Василий Васильевич любил Жизнь, любил живопись, постоянно искал новые формы, новые образы, но войне это не нужно.