Найти тему
История моды с Марьяной С.

Секрет "Дамы в голубом"

Знаменитая "Дама в голубом" Сомова! Любовь к этому портрету передалась мне по наследству. Его очень любил мой дед-художник, и потому много лет я просто любовалась им. И только со временем поняла, что у наряда с портрета есть свой собственный небольшой секрет...

"Дама в голубом", Константин Сомов, 1897-1900. (с) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
"Дама в голубом", Константин Сомов, 1897-1900. (с) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Свою современницу и соученицу, Елизавету Михайловну Мартынову, Сомов изобразил в старинном платье, которое должно навевать мысли о минувших эпохах, в особенности – о столь любимом и самим художникам, и его коллегами по "Миру искусства" XVIII веке.

Судя по крою, это синее шелковое платье было сшито в 1850-х. Это время, когда дамы носили платья с огромными юбками на кринолинах. И недаром о моде того периода говорили, как о "втором рококо" - так в нём отозвалось эхо "первого рококо", стиля, царившего в XVIII веке.

Платя 1850-х годов: слева - из коллекции Национального музея искусства, архитектуры и дизайна (Осло), в центре - из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон), справа -  из коллекции Государственного университета Кента (штат Огайо)
Платя 1850-х годов: слева - из коллекции Национального музея искусства, архитектуры и дизайна (Осло), в центре - из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон), справа - из коллекции Государственного университета Кента (штат Огайо)

Однако присмотрится к наряду повнимательнее. У него длинные, слегка расширяющиеся рукава, из-под которых выглядывают белые нижние (съемные – очень популярная в 1850-х модель). А это значит, что платье дневное, а не вечернее или бальное, и у него просто не может быть глубокого выреза. В XIX веке женщина могла носить декольтированные наряды исключительно вечером! Такие длинные рукава и глубокое декольте противоречат друг другу.

Платье с двумя сменными лифами, дневным и вечерним, 1858. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Платье с двумя сменными лифами, дневным и вечерним, 1858. (с) Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Сомов же обнажает хрупкие плечи своей модели и окутывает их косынкой, отделанной кружевом. Такие называли изящным французским словом "фишю". Она, с одной стороны, подсвечивает лицо и тело Мартыновой, выделяя их на фоне темного платья и еще более темных кустов. С другой – напоминает о моде XVIII века (недаром в дамских журналах будут называть похожие "а ля Мария-Антуанетта").

"Дама в голубом", Константин Сомов, 1897-1900. (с) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Деталь.
"Дама в голубом", Константин Сомов, 1897-1900. (с) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи. Деталь.

А с третьей... По всей видимости, косынка прикрывает то, что пришлось сделать с лифом платья ради портрета – срезать верхнюю часть. Превратить закрытое платье в открытое.

Мне нигде не удалось найти подтверждения этой версии, но на 99% я уверена, что дело обстояло именно так.

Наряд получился таким органичным, что об этом даже не задумываешься. Прекрасная печальная женщина в прекрасном платье...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory