Положение в сельском хозяйстве к окончанию войны в полной мере можно назвать близким к глубокому кризису. В 1945 году валовый сбор урожая составил 60 % от уровня 1940 года. Из-за нехватки рабочих рук десятки тысяч гектаров зерновых и других культур ушли под снег.
Для улучшения положения в деревне, обеспечения городского населения и промышленности хотя бы минимального объема продовольствия и сырья требовалось принятие комплексной программы восстановления и развития сельского хозяйства, выделения капиталовложений в деревню, отраслей сельскохозяйственного машиностроения и переработки.
Восстановление сельского хозяйства, как и промышленности, началось еще в годы войны, с освобождением оккупированных территорий. Но, в отличие от промышленности, вложения государства в деревню были незначительными. Преимущественно проводилась политика восстановление собственными усилиями, в лучшем случае при помощи неоккупированных районов. Разоренная деревня ресурсов для быстрого восстановления не имела. Авторы проекта восстановления экономики, составленного в августе 1944 года, это понимали и предусмотрели невысокие темпы восстановления. В 1947 году продукция сельского хозяйства должна была составить 93 % от уровня 1940 года.
После окончания войны основные положения программы развития сельского хозяйства были изложены в материалах четвертого пятилетнего плана. Деревня не вошла в число отраслей экономики, развитие которых признавалось первоочередным. В этом отношении политика сталинизма была типичной, ее основы были заложены еще в конце 1920-х гг. Сельское хозяйство рассматривалось, прежде всего, как источник дешевой рабочей силы, продовольствия, денежных средств. Оно должно было стать одним из основных источников восстановления и дальнейшего развития промышленности.
Такая политика приводила к тому, что деревня опять должна была восстанавливаться собственными усилиями. Предполагалось, что колхозы обязаны вложить за годы пятилетки в восстановление и развитие материальной базы сельского хозяйства. 38 млрд. руб.
Полностью игнорировать тяжелое положение в деревне сталинский режим все же не мог. Существовали отрасли – сельскохозяйственное машиностроение, МТС, частично совхозы, которые требовали централизованных вложений. За годы четвертой пятилетки эти сферы деревни получали 19,9 млрд. руб.
Незначительные вложения приводили к невысокому планированию темпов развития. За четвертую пятилетку предусматривалось превзойти довоенный уровень на 27 %. Как показала действительность, и такие показатели оказались завышенными.
Неприятный сюрприз принесла и природа. Следующий, 1946 год ознаменовался сильным голодом. Причины голода вытекали, во-первых, из-за сильной засухи, охватившей основные районы сельскохозяйственного производства: Украину, Молдавию, Поволжье, Кубань и т.д. Пострадала практически вся европейская часть СССР. По своим масштабам это было одно из самых крупных стихийных бедствий в нашей стране. Засуха 1946 года сопоставима только с засухой 1891 года. Урожай, полученный в осенью этого года, был крайне низок.
Другой причиной, повлиявшей хотя и в гораздо меньшей степени, была резко упавшая культура обработки почвы и сокращение посевных площадей. В 1945 году посевные площади составляли только 75 % довоенных. Большая нехватка техники, тягловой силы привела к плохой обработке почвы. Десятки тысяч гектаров земли были вскопаны вручную. Значительные площади были вспаханы на коровах и лошадях неопытными женщинами и подростками. Все это негативно сказалось на урожайности. Плохая обеспеченность техникой, нехватка рабочих рук сказалась и осенью. В Сибири был получен хороший урожай, но полностью убрать его не смогли.
Наконец, причиной страшного голода стала политики государства в деревне. И.В. Сталин требовал выполнения планов сдачи продовольствия любой ценой, в том числе и полного его изъятия из деревни. Это привело к страшным результатам. Так, Украина, получившая урожай в 200 млн. пудов зерна, должна была сдать государству в два раза больше. План хлебозаготовок так и не был выполнен, а ограбленная деревня была обречена на страшный голод.
В тяжелый 1946 год сталинский режим помогал европейским странам, которые тоже пострадали от засухи, обрекая собственных граждан на полуголодную жизнь, а то и на смерть.
Голод оказал крайне негативное влияние на деревню. Жертвы голода составили около 1 млн. человек, значительно сократилось от бескормицы поголовье скота. Выполнение пятилетнего плана, и без того малореальное, стало невозможным.
Тем не менее, его основные показатели не были пересмотрены. Стремясь восстановить материальную базу сельского хозяйства, государство большое внимание уделило восстановлению материально–технической базы. Однако достигнуть этого в кратчайший срок было невозможно. Основные предприятия по производству сельскохозяйственной техники – Сталинградский, Харьковский, Ростовский заводы, дававшие 76 % довоенной промышленной продукции селу, оказались на временнооккупированной территории и были практически полностью разрушены.
К тому же, конструкторская мысль, нацеленная в годы войны на создание новых образцов вооружения, не могла предоставить новейшую технику для села. Существовавшие типы тракторов к окончанию войны безнадежно устарели, а единственный новый трактор – «Сталинец – 80», выпускаемый с июля 1945 года на Челябинском тракторном заводе, был чрезмерно мощным и тяжелым для сельскохозяйственных работ и годился к использованию в виде артиллерийского тягача.
Поскольку сельскохозяйственное машиностроение было второстепенной отраслью, то внимания ему уделялось мало. Вследствие этого, например, в 1946 году план выпуска тракторов был выполнен на 65 %.
Тем не менее, предпринимались энергичные меры по укреплению этой отрасли. Если до войны было три тракторных и два комбайновых завода, то к 1950 году их стало соответственной семь и десять. Помимо этого, около 50 предприятий специализировались на выпуске сельскохозяйственной техники и запасных частей для машинно-тракторных станций.
Появились новые марки тракторов, которые, правда, по расходу горючего и эффективности уступали западным аналогам на 10 – 15 %.
Высокие темпы развития сельскохозяйственного машиностроения приводили и к негативным последствиям. Низкий уровень квалификации рабочих, недостаток современного оборудования приводили к высокому удельному весу бракованной продукции. Так, в 1950 году 14,8 % единиц выпущенной техники были забракованы.
И все же к 1950 году в сельском хозяйстве было около 600 тыс. тракторов (в 15-сильном исчислении)– на 30 % больше, чем в 1940 году. Основная часть техники была сосредоточена в МТС. Не стоит увлекаться этим количеством техники – в реальности ее было меньше, поскольку новые тракторы имели двигатели мощнее 15 лошадиных сил, а часть тракторов еще довоенного производства, были крайне изношены. В условиях резкого сокращения количества лошадей, такого количества техники было, безусловно, мало.
Таким образом, в годы пятой пятилетки прослеживаются те же тенденции в укреплении материально-технической базы сельского хозяйства.
И, несмотря на некоторые успехи, развитие сельского хозяйства шло медленно. На протяжении первых послевоенных лет с большим трудом удалось достичь уровня 1940 года, да и то далеко не по всем показателям. Особенно отставало животноводство. Деревня по многим видам продукции никак не могла достичь уровня 1913 или 1928 гг.