Плюс она же пустила ко дну первый американский грузовой пароход и первый эсминец в Первой мировой войне. Вот такая боевая лодка была.
Командовал ею во время всех этих подвигов капитан-лейтенант Ганс Розе, по прозвищу "Старый Ганс", хотя был ему тогда 31 год
Скорее всего, так его прозвали из уважения - во-первых, он на пятом месте среди всех командиров немецких подводных лодок Первой мировой войны по результативности: 82 потопленных и 9 повреждённых кораблей и судов. Среди них затесалась даже наша 126-тонная деревянная шхуна "Святой Фёдор" архангельской приписки. И вот интересно, было это 10 марта 1917 года у берегов Ирландии. Это ж надо было ещё туда добраться! Шхуна вошла в ту счастливую девятку, которую Старому Гансу отправить на дно не удалось.
А ещё он прославился исключительным рыцарством даже после объявления Германией неограниченной подводной войны. Когда была возможность, конечно.
U-53 была введена в строй 22 апреля 1916 года. Лодка имела скорость 17,1 узла (31,7 км / ч) в надводном положении и 9,1 узла (16,9 км / ч) в подводном, что очень неплохо. Вооружение состояло из 4-х торпедных аппаратов и двух 88-мм орудий. Команда насчитывала 36 человек, вот они в полном сборе в то время:
Розе взял в свой поход только 6 торпед, надо было экономить вес, поскольку эпоха подводных "дойных коров" ещё не наступила и топливо для пересечения Атлантики и возвращения пришлось принимать в полном объёме, так что им были частично заполнены и балластные цистерны.
Мне не удалось достоверно установить, был ли заход в американский порт спланирован штабом или это было решение самого Старого Ганса. В любом случае, этот поход должен был продемонстрировать, что Кайзермарине способен дотянуться и до американских берегов.
Правда, на тот момент торговая подводная лодка "Дойчланд" летом 1916 года уже совершила свой первый рейс в США, везя среди своих товаров в том числе и солидное количество лекарства от сифилиса, и готовилась ко второму, прибыв в итоге в Нью-Йорк 1 ноября 1916 года. Но это была специально сконструированная для таких переходов лодка больших размеров, рассказ о ней по ссылке в конце статьи. Приведу лишь фото её экипажа:
Пишется также, что Розе должен был обеспечить защитой вторую немецкую торговую подводную лодку - "Бремен", но 27 сентября получил сообщение о её гибели ещё на начальном этапе перехода в США.
На подходе к военно-морской базе Ньюпорт 7 октября 1916 года U-53 была обнаружена американской лодкой USS Grayling. Розе первоначально принял её за британскую и начал манёвр уклонения, но американцы подняли свой флаг и лодки сблизились
Розе приветствовал командира лодки лейтенанта Фулкера в мегафон и попросил разрешения войти в гавань Ньюпорта. Фулкер связался со своим начальством по радио, и запрос был одобрен. Затем Розе прокричал через свой мегафон: «Я приветствую наших американских товарищей и следую за вами». Grayling сопровождала U-53 через Восточный проход в бухту.
Излишне говорить, что появление немецкого военного корабля вызвало значительное удивление и волнение как среди военных властей, так и среди гражданского населения. U-53 получила приказ бросить якорь возле крейсера USS Birmingham, флагмана контр-адмирала Альберта Гливса, командующего флотилией атлантических эсминцев, в пределах видимости Военно-морского колледжа и военно-морской базы Ньюпорта.
Не могу удержаться, чтобы не напомнить, что это тот самый лёгкий крейсер "Бирмингем", с палубы которого 14 ноября 1910 года пилот Юджин Эли совершил первый в истории взлёт "корабельного" самолёта
Адмирал Остин М. Найт, командующий военно-морской базой Ньюпорта и президент Военно-морского колледжа, отправил офицера ВМС США на небольшой лодке, чтобы спросить Розе о его намерениях. Розе попросил офицера доставить себя на берег для встречи с адмиралом Найтом. Найт принял его, провел формальную и несколько жесткую беседу с немцем и сообщил ему, что он может оставаться в нейтральном порту всего на несколько часов или рискует быть интернированным. Розе также посетил адмирала Гливса на борту его флагмана.
Интересный момент - с какой целью на немецкой лодке были подняты высоченные радиоантенны, отмеченные на предыдущем снимке стрелками, что они передавали или что принимали с берега, а дальность приёма составляла, кстати, порядка 2000 миль.
Немецкий командир сообщил, что он не нуждается в помощи или каких-либо припасах и намеревается покинуть гавань до 18:00, что вполне соответствует сроку, необходимому для предотвращения интернирования его людей. Розе пригласил Гливса и других высокопоставленных офицеров ВМФ и их жен на борт U-53 для выпивки. Он также поговорил с представителями прессы.
Американские офицеры были рады подняться на борт U-53 и спуститься вниз, чтобы воочию увидеть высокотехнологичную немецкую подводную лодку. По крайней мере один из них был офицером разведки и тщательно записывал все, что видел. В этом подробном разведывательном отчете, который все еще хранится в архивах Военно-морского колледжа, содержится тщательный анализ возможностей и оборудования подводной лодки. Тем временем члены экипажа U-53 бездельничали на палубе, махали руками и болтали с прессой и местными жителями, которые подошли к ним. Немцы даже ставили музыку на свой фонограф, чтобы развлечь любопытную публику.
Лоуренс Перри в своей книге 1918 года « Наш флот на войне» писал, что получение уведомлений о судоходных новостях было настоящей причиной визита Розе с самого начала. Ведь в американских газетах открыто сообщалось о выходах и прибытии судов. А в статье, напечатанный в Newport Mercury через неделю после инцидента, сообщается, что в потоке посетителей, допущенных на лодку, один человек таинственным образом предложил 25 долларов лодочнику, чтобы тот немедленно и незаметно доставил его на берег. Не прибыл ли он на немецкой лодке? После визита Розе появилось множество намеков на шпионов и интриги.
Около 17:30 U-53 вышла из бухты с экипажем на палубе, который махал руками и приветствовал стоящие на якоре военные корабли.
На следующий день недалеко от маяка Нантакет Шолс на основных морских путях в Нью-Йорк, Розе и его команда остановили и потопили пять торговых судов: 3449-тонный британский SS Stephano (с американскими пассажирами на борту), 4321-тонный британский SS. Strathmore и 3847-тонный британский SS West Point , за которым следуют 4850-тонный голландский пароход SS Blommersdijk и 4224-тонный норвежский SS Christian Knudson .
Пассажирский пароход SS Stephano
Немцы давали возможность командам судов и пассажирам покинуть их до потопления. В каждом случае немцы соблюдали существующие правила, сначала определяя, перевозили ли корабли контрабанду. Американо-гавайский пароход SS Kansan был остановлен, но ему разрешили продолжить движение после того, как Розе изучил его документы. Интересно, что капитан судна попытался сообщить о действиях и местонахождении лодки, но его радиопередатчик был заглушён мощной немецкой радиостанцией. РЭБ во всей своей красе!
После того, как немцы начали расправу и в эфире прозвучали сигналы о нападении, адмирал Гливс немедленно отправил к месту происшествия эскадру из шестнадцати эсминцев оказывать помощь потерпевшим, собирая их со спасательных средств. А так как США были нейтральным государством, то работе немцев они никак не мешали. Те спокойно перезарядили две запасные торпеды и таким образом использовали все шесть, добивая свои жертвы артогнём.
Более того, когда один из эсминцев случайно перекрыл направление стрельбы, Розе попросил его отойти, что американец вежливо исполнил.
Этот инцидент привел в ярость англичан. У немцев хватило наглости войти в Ньюпорт, откровенно собрать стратегическую информацию и беспрепятственно уйти, чтобы продолжить военное патрулирование!
Хотя Розе, по мнению многих, всегда действовал как офицер и джентльмен, американское правительство также было недовольно. Президент Вудро Вильсон заявил послу Германии фон Бергсторффу, что потопление нейтральных кораблей на заднем дворе Америки (даже за пределами территориальных вод) недопустимо. Британцы были вынуждены на этом угомониться.
О том, как Старый Ганс топил уже американцев, в следующей статье: Как U-53 потопила американский эсминец, командир которого перед этим побывал на ней в гостях
А это о торговых лодках и их товарах. Того времени:
О немецкой торговой подводной лодке, возившей в США "магические пули" против бледной спирохеты
И современных:
О подводных лодках, перевозящих "порошок белого цвета"
......................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь