Найти тему

Эль Греко - загадочный и великий

Эль Греко — не фамилия художника, а прозвище, отсылающее к его греческому происхождению. От рождения он носил другое имя — Доменико Теотоко́пули.

Про великого мастера эпохи Возрождения со странным именем, наверное, слышали все. Его портреты, работы на различные темы можно найти во всех учебниках по искусству Ренессанса.

И сегодня, глядя на его гениальные холсты, трудно понять, почему мировая слава пришла к нему лишь спустя три столетия после его смерти. Что он был за человек? Почему носил такое прозвище? В чем видел смысл своего творчества?

Эль Греко "Рыцарь, прижавший руку к груди".Ок.1580г.холст,масло- Предположительно автопортрет Эль Греко
Эль Греко "Рыцарь, прижавший руку к груди".Ок.1580г.холст,масло- Предположительно автопортрет Эль Греко

Особенности творчества художника Эль Греко:

перемещаясь на протяжении жизни из страны в страну, живописец взял наиболее понравившиеся ему черты от каждой из школ, с которой ему приходилось сталкиваться. Каллиграфическая точность критской живописи в сочетании с ярким колоритом византийской иконописи, мистический экстаз католических религиозных сцен и художественные приемы маньеристов позволили Доменико создать свой уникальный узнаваемый стиль, не позволяющий в чистом виде отнести его ни к одному из течений.

Мастер умер 7 апреля 1614 года в возрасте 73 лет. Перед смертью он исповедался и причастился. А дальше произошла очень характерная история. Дело в том, что после смерти художника о нем… на триста лет забыли. Показательно, что до наших дней не сохранилась его могила, разрушен и дом в испанском Толедо, где он жил…

Почему так произошло?

Тому есть несколько причин.

Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ.

В живописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять и воспринять.

Во-вторых, из-за своих независимых взглядов он так и не стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Так или иначе, имя Эль Греко три столетия не вспоминали.

Эль Греко "Портрет старика" 1604г.(Предположительно автопортрет Эль Греко)
Эль Греко "Портрет старика" 1604г.(Предположительно автопортрет Эль Греко)

в XIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли и мастерства — и принялись за изучение.

В результате холсты Эль Греко стали высоко цениться и дорого продаваться — конечно, вполне заслуженно.
Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест в истории живописи.

Эль Греко "Благовещение " 1570-1572гг. дерево, темпера
Эль Греко "Благовещение " 1570-1572гг. дерево, темпера

** Цитата: "...Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни – острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 столетия. Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Для Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Резкие социальные и идейные сдвиги 16 века, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли подвергнуть сомнению все – даже существование мира. Искусство Эль Греко было психологическим выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом."

Эль Греко "Благовещение" 1575 г. холст, масло
Эль Греко "Благовещение" 1575 г. холст, масло
Эль Греко "Благовещение"
Эль Греко "Благовещение"
Эль Греко "Поклонение волхвов" ок. 1568 г. масло, дерево.
Эль Греко "Поклонение волхвов" ок. 1568 г. масло, дерево.
Эль Греко "Поклонение пастухов " ок. 1570 г. масло, холст
Эль Греко "Поклонение пастухов " ок. 1570 г. масло, холст

** Цитата: "...Он писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, святых, изможденных аскетов в состоянии мистического экстаза. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Композиции его картин строились на ритмическом соотношении выпуклых угловатых форм, беспокойных волнообразных линий, произвольно смещающихся планов, смелых ракурсов, на контрастах света и тени, вносящих элементы динамики и передающих ощущение взволнованности. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. Весь мир воспринимается как одухотворенная, непрерывно изменяющаяся бушующая стихия, с которой человек не в силах совладать. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. Нервный ритм усиливается благодаря длинным и беспокойным мазкам...."

Эль Греко "Святая семья со святыми Анной и Иоанном Крестителем." Около 1600 г.
Эль Греко "Святая семья со святыми Анной и Иоанном Крестителем." Около 1600 г.
Эль Греко "Христос в доме Симона фарисея". 1610-14гг. (Чикаго. Художественный институт)
Эль Греко "Христос в доме Симона фарисея". 1610-14гг. (Чикаго. Художественный институт)
Эль Греко "Изгнание из храма" 1570г. темпера, дерево
Эль Греко "Изгнание из храма" 1570г. темпера, дерево
Эль Греко "Исцеление слепых" 1570 -75гг. холст, масло
Эль Греко "Исцеление слепых" 1570 -75гг. холст, масло
Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим.

Он свободно владел четырьмя языками — греческим, латынью, итальянским, позднее и испанским. Постоянно собирал библиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он со временем перебрался на постоянное место жительства. Она включала 131 том только наиболее ценных экземпляров на разных языках, не считая прочих книг.

Гефсиманская молитва (Моление о Чаше) (ок. 1605) (104 х 117) (Толедо, Музей искусства)
Гефсиманская молитва (Моление о Чаше) (ок. 1605) (104 х 117) (Толедо, Музей искусства)

Эль Греко "Христос-Вседержитель". 1610-14 гг. Мадрид. Прадо
Эль Греко "Христос-Вседержитель". 1610-14 гг. Мадрид. Прадо

Эль Греко "Христос несущий крест". Около 1602 г
Эль Греко "Христос несущий крест". Около 1602 г
Эль Греко "Распятие" 1597-1600 гг. Холст, масло.312-169 см.
Эль Греко "Распятие" 1597-1600 гг. Холст, масло.312-169 см.

Эль Греко "Святая Вероника" - Около 1579 г. холст масло
Эль Греко "Святая Вероника" - Около 1579 г. холст масло
Эль Греко."Погребение графа Оргаса " 1586-1588 гг.,Холст, масло. 480 x 360 см. Толедо. Церковь Иглесия де Санто Томе
Эль Греко."Погребение графа Оргаса " 1586-1588 гг.,Холст, масло. 480 x 360 см. Толедо. Церковь Иглесия де Санто Томе
Эль Греко."Погребение графа Оргаса"(фрагмент)1586-1588 гг.,Холст, масло. 480 x 360 см. Толедо. Церковь Иглесия де Санто Томе
Эль Греко."Погребение графа Оргаса"(фрагмент)1586-1588 гг.,Холст, масло. 480 x 360 см. Толедо. Церковь Иглесия де Санто Томе

( Это самая известная картина великого и загадочного Эль Греко принадлежит к периоду расцвета его творчества. Художник уже не оглядывается на учителей, а вырабатывает свою манеру письма, которую невозможно перепутать со стилями других живописцев. В 1586 году мастер приступил оформлению церкви Сан-Томе в Толедо. Центральным сюжетом была выбрана легенда о толедском святом, доне Гонсале Руисе, он же граф Оргас, жившим в XIII-XIV вв. Благочестивый набожный христианин, он прославился благотворительной деятельности, а когда в 1312 году умер, сам святой Стефан и блаженный Августин спустились с небес, чтобы придать земле достойного усопшего.

Самое замечательное в картине – остропсихологические портреты толедцев. Это люди разных возрастов и характеров – воплощение духовной красоты

Эль Греко. "Святой Иоанн Богослов". 1605. Мадрид. Музей Прадо
Эль Греко. "Святой Иоанн Богослов". 1605. Мадрид. Музей Прадо

У Эль Греко много портретов Апостолов, можно отдельный пост сделать, так интересно!

В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом — тот тоже был абсолютно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали

Эль Греко "Святой Иоанн Креститель"
Эль Греко "Святой Иоанн Креститель"
Эль Греко «Гроза в Толедо» («Вид Толедо») 1610-14 гг, .Холст, масло. 121,3x108,6 см. Нью-Йорк. Метрополитен
Эль Греко «Гроза в Толедо» («Вид Толедо») 1610-14 гг, .Холст, масло. 121,3x108,6 см. Нью-Йорк. Метрополитен

На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией

Почтовая марка, выпущенная к 400-летию кончины Эль Греко.
Почтовая марка, выпущенная к 400-летию кончины Эль Греко.

цитаты взяты с сайта Арт-планета

Конечно, невозможно даже в самой малой степени рассказать о великом художнике, но просто смотрите эти иллюстрации, а какое же впечатление производят картины, если смотреть их в выставочном зале?Остаётся лишь представлять... Но я видела, это впечатляет!