«Черная мазь горькая. Если она попадет в рот, можете быть уверены — в этом нет никакой опасности. Горечь исходит от алоэ, содержащегося в ней».
Это последние строчки письма, которое в марте 1508 года получила Катерина Сфорца, графиня Форли и Имолы. К письму прилагались несколько средств по уходу за кожей. У кого же самая знаменитая итальянка эпохи Возрождения покупала «черную мазь»?
Ее звали Анна, она была еврейкой и жила в Риме в 14-м и 15-м веках. Ее характер, ее личность покрыта тайной. Но точно ясно одно — она была одной из первых женщин-косметологов в истории. И одной из первых, чья деятельность задокументирована.
Ее письмо уникальное и очень важное для понимания того, как на заре Ренессанса обстояли дела с женским предпринимательством. Кроме того, постскриптум, где Анна просит Катерину Сфорца не беспокоится насчет горечи мази — наглядная демонстрация того, каким обыденным делом в те времена были яды.
Вот что еще пишет Анна своей прославленной заказчице:
«Для начала я дала ему [слуге Катерины, — прим. автора] черную мазь, которая убирает шероховатость лица и делает кожу упругой и гладкой. Нанесите эту мазь на ночь и оставьте до утра.
Утром умойтесь чистой речной водой и протрите лицо лосьоном, который называется Acqua da Canicare [разглаживающая вода], затем нанесите немного белого крема, а потом возьмите этот порошок, порцию меньше размера нута, растворите его в лосьоне под названием Acqua Dolce [нежная вода] и нанесите на лицо — чем тоньше слой, тем лучше.
Черная мазь стоит четыре карлини за унцию, Acqua да Canicare четыре карлини за бутылочку. Бальзам — белый крем — стоит восемь карлини за унцию, порошок — один золотой дукат за унцию, и Acqua Dolce обойдется вам в золотой дукат за маленькую бутылку.
Если ваше прославленное высочество применит эти вещи, я совершенно уверена, что вы будете заказывать их у нас постоянно»
В средние века косметический бизнес был прибыльным, но имел крайне плохую репутацию. В том числе потому, что им часто занимались именно еврейские женщины, которых считали хитрыми обманщицами. Их высмеивали и распространяли гадкие слухи, что якобы под видом кремов они продают свою дурно пахнущую слюну и змеиный яд.
И тем не менее услугами Анны из Рима пользовалась одна из самых влиятельных и грозных женщин Италии. Наверняка, чтобы прийти к такому успеху, Анна долго и упорно трудилась, создавая и рекламируя свои продукты. Так что так ли уж важны для ее были все эти слухи?
📖 Читайте также:
- Чеккина, «Певчая птичка»: первая женщина, написавшая оперу
- Скандальная Макальда: баронесса, для которой не было правил
- Анна Катарина Бишофф, леди-мумия из церкви Барфюссер
#косметология #италия #эпоха возрождения #средние века #история #история красоты #уход за лицом #женщины #интересные факты #ренессанс