Найти тему

ВЕДЬМИН КРУГ. Я В ТЕРАПИИ, А ИЗМЕНЕНИЙ НЕТ.

Для меня в терапии есть такое особенное и одновременно часто встречающееся место, которое я называю «ведьминым кругом».

Вот мы осмотрелись с клиентом по сторонам, вот появились намерения и в целом взрослое желание куда-то двигаться (не так важно внутренне или внешне, а чаще это взаимосвязанные вещи) и в процессе происходит интересное.

Человек воодушевленно начинает движение от центра своего ведьминого круга к его границам с намерением сделать шаг дальше очерченной линии. За секунды вся энергия из него уходит и у границы он падает уже абсолютно обессиленный, с единственным желанием отползти обратно, к центру. Либо на силе воле делает таки шаг за границу и попадает в такую турбулентность, что его буквально отбрасывает назад в центр заколдованного круга.

Человек негодует, не понимает случившееся, удивляется себе, а намного чаще злиться на себя, тем самым лишая остатка энергии и в конечном счёте усаживается в центре до тех пор, пока новая жизненная сила не начнёт его тянуть за пределы круга, он вновь не рванет с уверенностью вперёд, чтобы получить тот же результат - невозможность выйти из ведьминого круга, опустошение, разочарование и отчаяние.

Из чего состоит намерение движения зачатую не так важно. Это любой шаг за пределы зоны круга - рассылка резюме, разговор с партнёром, прививка ребёнку, размещение своего профиля в тиндере, пост в соцсети. Одним словом, нечто, демонстрирующее конкретным действием намерение движения, делающее клиента в этом намерении видимым.

Из чего состоит турбулентность за пределами круга? Да по сути в ней густо намешаны любые пока не прожитые чувства. Травмы, боль сепарации, неоплаканное горе, отчаяние и нежелание взросления, стыд видимости, потеря надежды, стыд перед родом за свободу и многое-многое другое, у каждого своё.

Для меня в этом накоплении страдания и метания от центра к границам нет ничего странного и, собственно, именно оно составляет суть процесса. Фокус в том, что, как мне кажется, из круга можно выйти только всем собой. Не на силе воли, не на критике, не на детском воодушевлении и не опираясь о терапевта, а только единолично собой всем в собственном размере и собственной скорости.

И возвращение к центру всего лишь говорит о том, что что-то пока не признано, не присвоено, не повернуто к себе же лицом, и часто как следствие - у всего общежития субличностей пока нет начальника - наблюдающего и принимающего решения взрослого Я - который вмещает все противоположенные, воюющие, саботирующие, вожделеющие и тормозящие импульсы. Чувствует их, не отвергает, не отрицает но одновременно не вовлекается ни в один из них до конца.

Я не видела ни разу, чтобы кому-то удавалось выйти из ведьминого круга на детском энтузиазме или выскочить на нарциссических ожиданиях от себя. В первом случае мало энергии и слишком невыносимо снаружи. Во втором - слишком неадекватно требования шага от реального возможного при собственных размерах и отрицание сложных чувств, которые важно выдержать. 

Пока человек не обессилит настолько, чтобы остаться вне внутренних качелей, не присвоит (часто через стыд и боль) себе обе эти части, не возьмёт их под контроль, не смириться со своим реальным размером - личной серединкой между нарциссическим всесилием и младенческой ничтожностью - его будет мотать от центра к краю и обратно.

Что в ведьмином круге? Безопасность, понятность и большое количество фантазий от переполняющей и не текущей никуда психической энергии. Что за кругом? Жизнь. Пугающая. Неподконтрольная. И много настоящих чувств, которые выдерживать часто куда как сложнее, чем страдание узника круга.

Психолог Татьяна Фишер