Прочитав такое объявление в разделе вакансий, я для начала протёрла глаза: так ли есть, как видится? Что бы это значило?
Может читатель, более технически продвинутый, сообразил бы, кто именно требуется, но я озадачилась настолько, что позвонила по указанному номеру. И меня терпеливо просветили, что возможности оформительских редакторов велики, но не безграничны. Ими можно доводить рисунок до совершенства, человеку недоступного, но сам-то рисунок должен сделать художник. Человек!
Да... есть о чём подумать и порассуждать. Искусство и технику принято противопоставлять - но эти музы научились договариваться. Технические изобретения не делают произведения человеческого гения "лучше или хуже" - они порождают нечто, совершенно новое.
Интересно, что у древних греков не было музы живописи. Были музы трагедии, комедии, музыки, танца, поэзии… Даже истории, математики и астрономии — их тоже считали искусствами.
А вот живописи — не было. Вероятно, дело в том, что греки не знали сколько — нибудь долговечных красок, а то, что создаётся не на века, не казалось им достойным внимания богов. Только с изобретением масляных красок живопись окончательно утвердилась в «семействе» искусств.
Новые технические изобретения не просто делали духовные ценности более доступными всем, не обленившимся душой — они и создавали новые виды искусства.
До изобретения печатного станка не было искусства книгопечатания. Другой вопрос: а как же каллиграфия? Неужели печать её отменила?
Пожалуй, каллиграфия наоборот "повысила свой статус". Перестав быть обязательной для всех - перешла в разряд искусства, доступного немногим.
Фотоаппарат — чисто техническое изобретение — породил искусство фотографии. А сколько было возражений против этой "бездушной" новинки! Даже Чарльз Диккенс полагал, что это - изобретение без будущего. Кто же захочет предстать перед потомками таким, как на самом деле? На портретах - то все выглядят хоть немного - да получше!
Портрет и фотография Марии Волконской сделаны почти одновременно (1857 год). Неудивительно, что кисти художника доверяли больше!
Кино было воспринято современниками как усовершенствованная фотография — и только. Поначалу его так и называли: аттракцион «живая фотография». Спустя сто лет это — вид искусства, не знающий равных по силе воздействия.
Телевидение не просто послужило доставщиком информации на дом, но и создало искусство репортажа, подачи факта.
Компьютер ещё слишком молод для того, чтобы судить, способен ли он сказать новое слово в искусстве, да и создан он совсем с другими целями.
Польский писатель-фантаст Станислав Лэм, предсказавший интернет за тридцать лет до его появления, в конце жизни воскликнул:
— Я думал, это будет копилка человеческой мудрости, а получилась — копилка человеческой глупости!
Преувеличение, конечно, «мудрость» там присутствует, и в огромных объёмах. Но, чтобы её обнаружить, надо точно знать, что именно ищешь, точно формулировать поисковый запрос.
А узнавать направление поиска всё равно приходится «по старинке» — из книг.
А простор для творчества - просто необъятный. От кратчайшего пути писателя - к читателю, художника - к зрителю - и до "полного Ютуба" любительского кино-, видео-, песенного и прочего творчества. Чего стоят одни только ролики - старые песни, положенные на новый видеоряд!
Много брака? А когда его было мало? Из всего написанного, нарисованного и отснятого, в разряд классики всегда переходило процента три: именно столько было интересно следующему поколению.
Так что ни одно новшество, ни одно техническое изобретение не «отменяет» традиционных видов искусства.
Да, компьютер стал большим подспорьем, например, художникам — в изготовлении плакатов, буклетов, мультфильмов… Но всё равно, прежде, чем начать работать с изображением, с персонажем, его надо сначала нарисовать. Руками.
А для этого — научиться рисовать «по старинке» — освоить те же приёмы живописи и графики, что и пещерные художники тридцать тысяч лет назад.