Где-то далеко, среди гор Кавказа, раскинулась целая сеть отдаленных лесных поселков. Единственная связующая нить с внешним миром – Апшеронская железная дорога, которая, в прямом смысле, разваливается на части. Поэтому добраться до конечной станции – большой подвиг. Зимой дорога вообще исчезает под слоем снега, но по мертвой трассе с боем прорывается поезд. Иначе никак, ведь тогда жители поселков окажутся в настоящей блокаде: без еды, лекарств и скорой помощи. Мы смогли преодолеть сложный путь до поселков вместе с местными, чтобы показать его вам.
Привет, друзья! Меня зовут Сергей и я путешествую по России уже более 10 лет. Год назад я ездил на Русский Север, на Липаковскую узкоколейную дорогу (вот эта статья). В тот момент меня поразил еле живой поезд, который развозил людей по полузаброшенным поселкам. Тогда я думал, что это единичный случай и, скорее, исключение. И что люди не могут жить в таких жутких условиях: в полной зависимости от старого вагона и погодных условий. Но, как оказалось, есть населённые пункты, где ситуация еще хуже. Хотя я думал, что хуже просто некуда…
Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений! ->
Наше утро началось в 4:50. Именно во столько нужно проснуться, чтобы успеть на первый автобус, который идет в депо. Когда я открыл глаза, просто не смог поверить в то, что увидел. За окном был снег! Очень много снега. Оказывается, что за ночь выпало полметра снега. Притом, что днем ранее шел дождь, и я прятался от него под зонтом.
Ехать я буду сегодня по Апшеронской узкоколейной дороге, которая проходит через горы. Первые поезда здесь были пущены уже в 1927 году. И вдоль узкоколейки, как грибы, стали расти поселки Леспромхоза. Основное их направление было вырубка и заготовка леса. Спустя годы древесиной перестали здесь заниматься, а поселки с людьми остались. Вообще населенные пункты вдоль узкоколейки строились, как временные. Но, а как у нас часто бывает, ничего более постоянного, чем временное. В итоге люди живут здесь до сих пор. И это железная дорога является дорогой жизни, потому что никак по-другому в эти поселки не попасть. Местные прозвали поезд «Матрицей». Никто точно и не помнит, откуда пошло такое название. Скорее всего, слово произошло от изначального обозначения поезда «автомотриса». И потом уже преобразовалось со временем в «Матрицу».
С большим трудом по полуметровым сугробам мы все-таки успели на автобус, до отправления оставались считанные минуты. Благо из пассажиров была лишь одна бабуля с огромной микроволновкой подмышкой. Помогаю ей печь погрузить в автобус. Какая же она тяжелая! Не понимаю, как бабуля смогла ее туда дотащить.
Спустя какое-то время автобус трогается. А за окном непередаваемая красота! Дома, деревья и горы все покрыты снегом. Находишься как будто в сказке и создается впечатление, что попал в какую-то машину времени. Так прошел первый час в дороге.
Автобус прыгает по сугробам, словно человек. Из-за нерасчищенной дороги мы приезжаем с большим опозданием. Захожу в депо и не могу понять, почему же никто не собирается на поезд. Как оказалось, отравление поезда переносится на неопределенный срок, потому что из-за больших сугробов высок риск где-то на дороге встать.
Слышу вдруг разговор из диспетчерской.
-Не дай Бог и упадет (поезд?). Понимаешь? Надо понимать друг друга.
-А погода ты посмотри какая.
-А ему-то ехать.
-Я понимаю, что надо. Но там делать надо (пути?). Людей надо. Вот добиваться чего надо.
-Я понимаю...
-Я сейчас вот заболею и все. Уйду на больничный. Что потом будет?
-Все встанет
-Значит все встанет…
В общей сложности мы ждали отправления поезда больше двух часов. До конечной станции нам ехать порядка 30 км. Но добираться мы будем очень и очень долго. А все из-за крайне маленькой скорости поезда. Да и снега выпало за ночь очень много. Будем мы проезжать станции Кушинка, Новый РежЕт, Средние Тубы и конечный пункт – это поселок Отдаленный или же Шпалорез.
Загрузили хлеб, потому что без хлеба не было смысла никакого ехать. Поезд с большим трудом отправляется. Впереди еще 3 часа в дороге. Скрипит, качается и вообще слышно, как ему тяжело ехать. Машинист предупредил, что мы можем вообще не доехать до конечного пункта.
Эти поселки в феврале были отрезаны от внешнего мира из-за снегопада. В результате выпадения большого количества снега было нарушено движение поезда. Довольно быстро продукты закончились в магазине. И на помощь пришла МЧС. На снегоходах спасатели развозили продукты по поселкам.
Через какое-то время решаю заговорить с местным жителем.
-Экстрим полный, конечно…
-Когда едем – это еще не экстрим. А вот, когда встанем, вот тогда начнется экстрим.
Неожиданно поезд останавливается. Я еще не могу понять, что случилось. Оказывается, из-за снегопада упало много деревьев, поезд не может проехать. Выхожу вместе с машинистом и помощником машиниста. Пытаемся просто оттащить в сторону, но понимаю, что очень сложно. Машинист уходит и возвращается с бензопилой.
- Серьезная вещь! - восклицаю от неожиданности я.
Довольно быстро расправляемся с упавшими деревьями. И едем дальше.
Городского человека может шокировать увиденное, но местные относятся к этому с пониманием и даже какой-то иронией. Если надо, могут подтолкнуть поезд, который не хочет идти в гору или же, как сейчас, помочь убрать деревья с путей. Над подобными историями тут смеются. Завалился поезд? Ну поправим! Что тут такого?
Вообще узкоколейная железная дорога (ширина колеи 600—1200 мм), можно сказать, что ушла в историю. Строилась она в советские годы из-за банальной дешевизны и быстрой скорости ее постройки. В отличие от широкой колеи, она была менее требовательной к инфраструктуре, требовалось меньше обслуживающего персонала. Также она была более гибкая в постройке, и мосты обходились значительно дешевле. Узкоколейки, как правило, сейчас все убыточные, поэтому их никто не строит. Намного выгоднее построить обычную трассу и пустить большие грузовики, чтобы вывозить лес.
Целое приключение добраться до последнего поселка Отдаленный. Хотя с другой стороны, на то он и отдаленный, как говорится. Мы в пути уже третий час.
Люди с теплом вспоминают Советские годы. Ведь тогда жили, действительно, богато. Заработки здесь были очень хорошими. В каждом поселке была свой клуб, школа, больница и магазин. Все вокруг развивалось и процветало. Но со временем населенные пункты стали пустеть. После развала союза все начало сыпаться и разрушаться. А маленький поезд Матрица до сих пор ходит, несмотря ни на что. Вообще обычно в этом вагоне туда и обратно дети ездят в школу. Тут же учат и повторяют уроки. Для них это обычные будни. Болеть здесь тоже нельзя. Случись что, придется дожидаться, когда приедет «Матрица».
Помимо проблем с поездом, здесь частые перебои со связью. Есть несколько точек в поселках, где можно поймать сигнал МТС. С мной едет Елена Соколова из Кушинки. Она рассказала, что несколько лет назад, в качестве протеста, приковала себя цепями к ограждению возле здания мобильного оператора в Краснодаре. Хотела, чтобы наладили нормальную связь, а то ведь она работала с перебоями.
- Против меня одной согнали 6 «ментов» против одной женщины.
- Да ладно...
- Да! Сообразила, как сделать. Ну ладно бы я просто приковала, а я перед тем, как приковать и на телевидение, и в газеты позвонила.
- Чтобы уж точно увидели…
- А мне говорят по телефону, что никакую женщину не видят. А я им: «Это женщина я!» И с телевидения, с газет, отовсюду приехали.
- Ну и что наладили связь?
- Ну да.
Выходим погулять по поселку. Кругом брошенные дома, но кое-где еще теплится жизнь. Слышен лай собак и в целом признаки жизни. Коровы гуляют, где хотят.
Что удивительно, дома, даже если в них давно не появлялись хозяева, не грабят и не растаскивают. Стекла целые, а двери не взломаны. Единственное, что окна заколочены.
Множество я встретил старой техники, которая досталась от некогда большого колхоза.
Едем дальше, проносятся реки, горы… в какой-то момент поезд снова останавливается, чтобы убрать упавшие деревья.
Через какое-то время поезд окончательно останавливается. Дальше ехать опасно. Дорогу полностью размыло, рельсы оказались в воздухе. Если поезд поедем дальше, рельсы просто лопнут, а этого допустить было нельзя.
Ждем «Ниву», чтобы забрать продукты и жителей. Из-за сложной дороги машина ехала больше часа. Провожаем жителей и едем обратно. К сожалению, так и не удалось увидеть поселок Отдаленный… Когда мы уже ехали обратно, мне пришла интересная мысль. А, может, неспроста поезд называют Матрицей? Ведь он мчится сквозь пространство и время, ломаясь. Но преодолевая любые препятствия, несмотря ни на что.
Я надеюсь, что я не потратил силы зря. Хочется, чтобы эту статью увидело, как можно больше людей. Ведь все мы знаем, как огласка, действительно, помогает...
Предлагаю ознакомиться со следующими моими статьями на тему узкоколеек.
Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ