Найти тему
Я рисую этот мир

Советские ткани, стекло и керамика, роспись лаковых шкатулок: история русского декоративного искусства середины XX века

К концу 1930х керамическая, текстильная и стекольная промышленность приобретают прочную производственную базу. К началу 1940х совершенствуется создание стекольных изделий, возрождается отделка "венецианской нитью". К работе привлекаются квалифицированные художники и мастера.

В. И. Мухина. Ваза "Астра". 1941. Художественное стекло
В. И. Мухина. Ваза "Астра". 1941. Художественное стекло

При зеркальной фабрике в Ленинграде открывается экспериментальный цех художественного стеклоделия. Активное участие в его создании принимает В. И. Мухина. Она создаёт оригинальные по форме и цвету вазы и другие произведения.

А. А. Успенский.  Ваза "Античная". 1940. Художественное стекло.
А. А. Успенский. Ваза "Античная". 1940. Художественное стекло.

В это время возрождаются и народные промыслы. Как, например, миниатюрная роспись на лаковых изделиях, развивавшаяся на основе бывших иконописных мастерских в Палехе, Мстёре и Холуе. В Палехе так же освоили новый вид производства: роспись лаковых изделий на папье-Маше бытового и декоративного назначения.

И. И. Голиков. Шкатулка "Тройка" . 1925. Фрагмент.  9,3х16,2х10,2
И. И. Голиков. Шкатулка "Тройка" . 1925. Фрагмент. 9,3х16,2х10,2
И. И. Голиков. Портсигар "Гулянье". 1925. 2х9х5
И. И. Голиков. Портсигар "Гулянье". 1925. 2х9х5

Работы палехских мастеров И. И. Голикова, И. В. Марковича и А. В. Котухина пользуются популярностью и находят свое признание на международных выставках.

И. В. Маркичев. Коробочка "Жнитво". 1931. 4,6х14,2
И. В. Маркичев. Коробочка "Жнитво". 1931. 4,6х14,2
А. В. Котухин. Шкатулка "Битва с кентавром ". 1936. 4х15х8,5
А. В. Котухин. Шкатулка "Битва с кентавром ". 1936. 4х15х8,5

В период Великой Отечественной войны создавались интересные произведения, передавшие героику тех лет. И уже в 1946 году была организована выставка народного прикладного искусства.

В фарфоровых изделиях послевоенных лет наиболее ценными оказывались малосерийные дорогие вещи, как, например, чайные сервиз "Синий узор" (1951, форма М. Е. Яковлевой, роспись Л. К. Блак). Сервиз отличался выразительной пластикой, нарядной, но сдержанный росписью.

Ткани периода 1945-1954 годов так же делились на уникальные, малосерийные и массовые. Наибольший художественный интерес представляли образцы дорогих шелковых плательных тканей. Таковы работы Н. В. Кирсановой, Н. М. Жовтис, Т. К. Озерной, З. В. Бобковой (фабрика "Красная роза" им. Свердлова).

Для декоративно-прикладного искусства 1930-1950х годов было характерно стремление к украшательству, поверхностной классицистической стилизации и помпезности. Проблемы развития декоративного искусства получили решение в работе художников на следующем историческом этапе.

О дальнейших этапах развития русского декоративно-прикладного искусства я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

#история искусства #декоративно-прикладное искусство #советские ткани #керамика #декоратив