Кем были первые князья, кто такие варяги и как появилось слово «Русь»?
Первым политическим событием в истории Древнерусского государства считается факт призвания в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, положивших начало династии, правившей в России до конца XVI в.
Однако призванию одних предшествовало изгнание других. Назад «за море» отправили варягов, собиравших дань с северных племен. Это не привело к установлению мира и порядка в государстве:
«… и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». Тогда «пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами… и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске».
Имена призванных князей известны и в скандинавских письменных источниках: Рюрик – это Hroerekr (Могучий Славой. – Др. сканд.), Синеус – Signjotr (Победу Использующий. – Др.сканд.), Трувор – Ϸórvarðr (Страж Тора. – Др. сканд.). Важно отметить, что в отличие от изгнанных варягов, творивших насилие и беззаконие, призванные князья должны были править «по ряду, по праву». Надо полагать, что «ряд» (договор), заключенный между верхушкой северной конфедерации племен и предводителем одного из отрядов норманнов, предусматривал как защиту от внешней угрозы, так и управление подвластной территорией в соответствии с местными правовыми нормами.
Интересно, что скандинавов норманнами называли в Западной Европе, а на Руси – варягами, что находит соответствие в древнескандинавском слове «voeringi», которое многократно встречается в сагах, скальдических стихах, хрониках, и является производным от «varar» – верность, обет, клятва. В скандинавской письменности «вэринги» – наемники, служившие в варяжском корпусе в Византии, в привилегированном отряде телохранителей императора. Вероятно, термин «варяг» («вэринг», «варанг») возник не в самой Скандинавии, а на Руси, причем в скандинавской среде, и был воспринят славянами как обозначение всех скандинавских народов.
Факт призвания князей из-за моря стал отправной точкой российской истории. Начиная с XVIII в. разворачивается более чем двухвековая болезненная дискуссия о роли выходцев из Скандинавии в становлении отечественной государственности. Спор между норманистами и антинорманистами никогда не существовал в пределах научного знания, а всегда переходил в плоскость идеологии, превращаясь в противостояние «патриотов», которые не могли допустить и мысли об участии выходцев из Скандинавии в процессе образования русского государства, и «космополитов», допускавших такую возможность. Начиная с эпохи М.В. Ломоносова споры эти были страстными, накал эмоций нешуточным.
Однако к началу XXI в. проблему в рамках академической науки можно считать решенной. Археологические источники, полученные в результате систематических исследований памятников IX–XI вв., позволили адекватно оценить роль различных этносов, в том числе и скандинавов, в процессе формирования Древней Руси, изначально складывавшегося на многонациональной основе.
Самые ранние следы пребывания выходцев с Севера на территории будущего Древнерусского государства фиксируются в низовьях Волхова. Здесь во второй половине VIII в. возник раннегородской центр Ладога. Хорошо известная скандинавам, она часто упоминается в письменных источниках как «Aldeigjа» (Альдейгья) или «Aldeigjuborg» (Альдейгьюборг). В части сохранившихся списков «Повести временных лет» именно Ладога называется первой резиденцией призванного из-за моря Рюрика.
Ладога – единственный пункт на территории Восточной Европы, где зафиксировано влияние скандинавской архитектуры. Здесь были найдены дома длиной до 7–8 м с открытым очагом в центре. В одном из таких домов обнаружили деревянный стержень с самой ранней в Восточной Европе рунической надписью в виде стихотворной строфы, датированной IX в.
Ладога была северными воротами, «дверью» в Европу
Ее роль как речного порта подтверждается находками деревянных корабельных деталей и ладейных заклепок. Магистральные речные пути начинались от Финского залива, шли через Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, озеро Ильмень и дальше вглубь континента.
В IX столетии в верхнем течении Волхова, в центре освоенного славянским населением плодородного Ильменского Поозерья, было основано Рюриково городище – предшественник Новгорода. Именно оно многократно упоминается в скандинавских источниках как «Хольмгард». Позже центр городской жизни переместился на территорию современного Новгорода, а городище стало княжеской резиденцией.
Именно Ладоге и Новгороду мы обязаны и появлением слова «русь»
Еще в XIX в. российский историк А.А. Куник и датский филолог В. Томсен предложили интерпретацию его происхождения. Первоначально оно обозначало этносоциум, сложившийся на северо-западе – в Поволховье и Приильменье, и восходило к финскому наименованию выходцев из Скандинавии – «Ruotsi» или «Rootsi» (в современных финском или эстонском языках так по-прежнему называется Швеция). Само финское «Ruotsi» возводится к древнескандинавским словам со значением «гребец», «участник походов на гребных судах». Неудивительно, что выходцы «из-за моря» воспринимались местным населением как гребцы, ведь по рекам Восточной Европы участники дальних походов шли на веслах. Особенно трудоемким этот процесс был на северных участках пути, где приходилось плыть против течения.
Впервые «русь» как название народа заявляет о себе в 839 г. на страницах Бертинских анналов, где содержится рассказ о том, как в Ингельгейм на Рейне, столицу франкского императора Людовика Благочестивого, прибыло греческое посольство византийского императора Феофила. В составе посольства находились также некие люди, утверждавшие, что они, «то есть народ их, называется Рос [Rhos]», и что в Византию они прибыли «ради дружбы».
Дальнейшая судьба этой «миссии» неизвестна, тем не менее указание на скандинавское происхождение его участников очевидно. Очень важно отметить, что в Восточной Европе скандинавы называли себя «русью» («гребцами»), а не «викингами», как в Западной Европе, соответственно на восток скандинавы ходили, согласно надписям на поминальных рунических камнях, «в русь», а на запад – «в викинг».