Найти тему
Николай Цискаридзе

Несовместимость мечты и реальности

– Второй момент, который тоже отразился в моде. Вдруг к 30-м годам XIX века, это уже как бы восстановление... Уже ампир прошел, вернулся обратно королевский двор, Бурбоны на троне. Как раз после «Сильфиды», где-то через несколько месяцев, Бурбонов опять свергают. Появилась опять талия, и очень сильно меняется внешний вид. И конечно, вот эта тема о том, что в крестьянской хижине происходит...

На самом деле само произведение «Сильфида» – оно о том, что это у благородного человека происходят такие видения, но создатели решили это все немножко приземлить. Уже революционные настроения на улице сильно очень гуляли. Уже одна революция произошла, и в Англии буржуазная, и потом во Франции, а теперь как бы вернулась монархия, но опять начинаются эти революционные настроения, они вот это все отдали обратно крестьянам.

И Филиппо Тальони очень сильно стал заниматься техникой танца своей дочери. Очень сильно отличается французский танец от итальянского танца. Чем они отличаются? Конечно, народные танцы очень сильно влияли на какой-то характер движений. Допустим, у нас есть одно движение, называется руаяль, это такая заносочка, в честь того, что это любимое было движение Людовика XIV; вот он когда танцевал, он все время его делал. И вот эту заноску назвали в честь Людовика XIV, королевская как бы заноска.

И вот Тальони разрабатывает ту примерно систему, которой мы сегодня «мучаем» детей. Потому что есть записи его уроков. Мой педагог, который меня учил в школе, он это даже расшифровывал, давал нам эти какие-то комбинации. Это все очень нудно и безумно медленно, но это очень помогает тому, чтобы на сцене как раз показывать бестелесные эти существа, чтобы добиваться элевации, добиваться баллона, такой остановки в позах. Значит, чтобы вам было легче представить – мужчина в первой «Сильфиде» не танцевал вообще.

– А что он делал на сцене?

– Просто мимировал, чуть-чуть ее поддерживал. Танцевали только женщины. Второй момент – в пуантах появлялась, ну как бы на мысочки вставали – только Сильфиды. Вот точно так же как в греческой трагедии есть законы, что обязательно, если это трагедия, должна быть принесена в жертву коза, как известно, что обязательно жертвенный огонь должен быть и т.д. Точно так же в романтическом балете появились свои каноны. И один из таких главных канонов – отрицательный персонаж не имел права на классический танец.

– То есть он должен был стоять?

– Он должен был или мимировать, или у него должны были быть характерные танцы. Классический танец – это была краска только положительных персонажей.

Что еще очень важно. Дело в том, что в каждом виде искусства есть свои законы и свое объяснение, что ж такое романтизм. Как бы вы объяснили, что такое романтизм? Если не брать сейчас пока танец.

В основном тема всегда одна и та же – несовместимость мечты и реальности. Всегда несовместимость мечты и реальности. Вот на этом строятся все вот эти романтические сюжеты.

И когда балет «Сильфида» был показан, на тот момент параллельно с Марией Тальони, до нее, были танцовщицы, которые играли богинь, каких-то там таких Минерв, все было так немножко насыщенно энергией. А она была такая долговязая, у нее были длинные руки, длинные ноги. Сама она была небольшая, но пропорции были такие удлиненные. И конечно, она произвела огромное впечатление. Плюс еще появилась талия – у нее была очень маленькая талия, очень узкая, очень маленькая ножка и она вставала на эти пальчики. То, что описывают свидетели премьеры, что она на этих пальчиках бегала и, естественно, это произвело большой фурор.

Но что удивительно – практически несколько лет этот спектакль показывался много раз, и он сразу поехал по Европе. Но несколько лет ничего в этом направлении не ставилось. Вот революция произошла, но ничего они в сторону романтизма уже не ставили.

Продолжение следует...

Начало – тут