17,6K подписчиков

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 6. Front 242 и Skinny Puppy

1,3K прочитали

Последняя заметка о стиле industrial выходила ещё в марте. Потом меня увлекли другие темы, но и "индустриальную" негоже оставлять незаконченной. Поэтому сегодня будут 5 традиционных лучших альбомов стиля от двух крайне любопытных коллективов. Это Front 242 и Skinny Puppy.

Фото групп Front 242 и Skinny Puppy взяты на Яндекс.Фото. Коллаж автора.
Фото групп Front 242 и Skinny Puppy взяты на Яндекс.Фото. Коллаж автора.

Бельгийский EBM/Electro-industrial коллектив Front 242 был создан в небольшом городке Аарсхот неподалёку от Лёвена, столицы одной из провинций Бельгии, в 1981 году Даниэлем Брессанутти (Daniel Bressanutti) и Дирком Бергеном (Dirk Bergen). В 1982-ом к ним присоединились участники проекта Underviewer Патрик Коденис (Patrick Codenys) и Жан-Люк Де Мейер (Jean-Luc De Meyer). В этом составе был записан дебютный альбом "Geography" (1982). Затем в качестве перкуссиониста и второго вокалиста был приглашен Ричард Йонкхир (Richard Jonckheere), также известный как Richard23 или Richard JK, а Дирк Берген, наоборот, покинул группу ради карьеры графического дизайнера, оставшись при этом менеджером команды. В 1984 году вышел второй диск "No Comment". Начав записываться в маленькой домашней студии Брессанутти, комнатке размером 2.5 х 2.5 метра, группа потихоньку обретала известность и популярность сначала в родной Бельгии, затем в Европе. Кроме упомянутых лонгплеев выходят EP и синглы, причем, если "География" первоначально была издана своими силами, то затем Фронт стали подписывать хоть и независимые, но всё более крупные лейблы. В Штатах таковым стал культовый Wax Trax! В итоге Эл Йоргенсен, бывший клиентом той же звукозаписывающей конторы, пригласил бельгийцев в совместный с Ministry тур. "Живые" выступления Front 242 характеризовались очень громким звуком, агрессивной манерой поведения на сцене, милитаристским внешним видом. Мрачная музыка Фронта сопровождалась не только дымом и активным использованием светотехники, но и демонстрацией кадров из военных фильмов. Им даже пытались приписать профашистскую ориентацию, которую группа решительно отвергла. Карьера Фронта очевидно шла вверх, и на этой позитивной ноте они выпустили первый из трех своих лучших релизов.

Front 242 "Official Version" (1987) (рейтинг allmusic - 4.00; рейтинг rateyourmusic - 3.56)

Ютуб-канал Igor GIG

Я бы не стал называть эти 9 (при переизданиях разросшиеся до 13) треков эпохальными или переломными ни для популярной музыки в целом, ни для "индастриала" как отдельного субжанра. Вместе с тем, сочетание брутального электро-бита с глубокими и тонкими аранжировками, танцевальности и экспериментальности, сэмплирования и то бесстрастного, то кричащего вокала дают таки ощущение новизны и понимания, что внутри индастриала реально появился отдельный стиль/субстиль, называемый EBM (Electronic Body Music - Музыка с электронной основой). Термин впервые был употреблен ещё в конце семидесятых участником знаменитых Kraftwerk Ральфом Хюттером (Ralf Hütter), но, как это иногда случается с музыкальной терминологией (вспомним историю heavy metal), содержанием в виде групп, играющих на стыке электроники и индастриала, он начал наполняться уже в 80-е. И Front 242 были одними из тех, кто сыграл значительную роль в этом процессе.

Ютуб-канал DAS BUNKER LATINAMERICA

Front 242 "Front by Front" (1988) (рейтинг allmusic - 4.50; рейтинг rateyourmusic - 3.55)

Ютуб-канал Kinetic Engineers

Следующий диск вновь увеличивший влияние и популярность Фронта появился чуть больше года спустя в ноябре 1988-го. "Front by Front" не отличался кардинально от "Официальной Версии", но в нем музыканты довели до совершенства все находки и характерные черты альбома-предшественника. Сочетание сложности, тяжести, интенсивности и мелодичности вновь выглядит самым органичным образом. Въедливый бит как ни странно не давит, не надоедает, а лишь создает у слушателя определенное настроение. Часть рецензентов вновь говорила о неком милитаристском привкусе, который ощущается в музыке бельгийцев. Мне же кажется, что темные марши "Front by Front" в полном соответствии с жанровой принадлежностью коллектива рисуют не лишенный мрачного очарования и своеобразной гармоничности индустриальный пейзаж.

Клип на главный хит альбома и фаворит танцполов, композицию "Headhunter", снял широко известный нидерландский режиссер и клипмейкер Антон Корбейн.

Ютуб-канал [PIAS]

Добавлю, что на Яндекс.Музыке представлено переиздание 1992 года включающее еще один микс "Headhunter", взятый c одноименного сингла, а также весь EP Never Stop.

Front 242 "Tyranny (For You)" (1991) (рейтинг allmusic - 3.75; рейтинг rateyourmusic - 3.52)

Ютуб-канал Igor GIG

К записи своего нового полноформатного опуса квартет приступил в статусе, не побоимся этого слова, выдающейся группы, открывшей стиль EBM самым широким кругам слушателей. А коммерческий успех их поначалу весьма нишевой музыки сподвиг на подписание контракта с ними лейбл-мажор Epic. В итоге альбом поднялся на самое высокое в карьере Front 242 95-е место в Billboard 200, а трек "Rhythm of Time" попал на 11 место Billboard Hot Dance/Disco чарта.

Ютуб-канал Declan Linnington

С творческой же стороны всё-таки кажется, что при сохранении всех вышеупомянутых в связи с "Official Version" и "Front by Front" достоинств музыка команды не сделала ещё один шаг вперёд, а осталась на месте. Кроме того "Тирания" не оставляет впечатление единого целого, как это было с предыдущими релизами. Наряду с очевидными удачами есть и выпадающие из общего эмоционального настроя треки.

История Front 242 на этом не закончилась, но самая высокая точка в карьере была пройдена, поэтому в списке лучших альбомов industrial я позволю себе перейти к другому коллективу, исполнявшему музыку EBM/Electro-industrial.

Замечу, что Electro-industrial обычно характеризуется как развитие EBM (Музыки с электронной основой) по пути дальнейшего слияния индастриала и электроники. При этом EBM позиционируется как более простой и минималистичный стиль, а Electro-industrial как более сложный и многослойный, впитавший в себя дополнительные влияния.В Америке же используют ещё и объединяющее оба термина обозначение Industrial Dance.

Канадская команда с удивительно романтичным названием Skinny Puppy (Тощий Щенок) образовалась в 1982 году в городе Ванкувер. Стоявший у её истоков Кевин Ки (cEvin Key), он же Кевин Кромптон (Kevin Crompton), был неудовлетворен музыкальным уклоном ново-волновой банды Images in Vogue, в которой он играл, в поп-стиль. Не дело же иметь радио-хиты и играть на разогреве у Duran Duran, Depeche Mode и Roxy Music. Skinny Puppy был задуман как сайд-проект для реализации собственных идей Кевина. Но, человек предполагает, а судьба располагает. Модные Образы уехали в Торонто. А к Кевину присоединился вокалист Нивек Огр (Кевин Огилви - Kevin Ogilvie). И проект стал основным местом работы этой своеобразной парочки.

На разных альбомах с Огром и Ки играли и другие музыканты. То на более или менее постоянной основе, то в качестве "дополнительного персонала". Среди них были и весьма известные персоны, такие как Билл Либ (Front Line Assembly), Эл Йоргенсен (Ministry), Дэнни Кейри (Tool). Но дуэт Кевина и Нивека (так и хочется назвать их Болеком и Леликом) оставался основой, мозгом и сердцем коллектива.

Первый официальный мини-альбом "Remission" вышел в 1984-ом, и за следующие несколько лет Skinny Puppy превратились во влиятельную культовую группу с преданными поклонниками и последователями. В поисках своего звука они действительно продвинулись дальше, чем Front 242, ибо к сочетанию индастриала и электроники были добавлены элементы фанка, нойза, новой волны и традиционного рока. Они также стали признанными авторитетами и новаторами в области использования сэмплов в музыке.

Если слушать опусы группы по порядку их выхода, то становится ощутимым нарастание сложности и тяжести от альбома к альбому. Какие-то моменты станут резкими и неприемлемыми для неподготовленных слушателей (проверено на практике). Но для тех, кто ищет в музыке не только расслабляющие или бодрящие мотивы для отдыха и удовольствия, или как вариант "басы, которые "плющат", но и новизну, остроту, темную атмосферу и творческий поиск, релизы Skinny Puppy являются настоящей находкой.

К четвертому полноформатному релизу стиль команды вполне сложился, и многими критиками и рецензентами диск "VIVISectVI" считается лучшим в дискографии канадцев. Звучит даже слово "шедевр". А известное издание Melody Maker называет альбом в числе лучших в 1988 году.

Skinny Puppy "VIVISectVI" (1988) (рейтинг allmusic - 4.50; рейтинг rateyourmusic - 3.68)

В названии "VIVISectVI" зашифрована и беспокоившая музыкантов тема вивисекции и опытов на животных и одна ещё более щекотливая. Три шестерки (хоть и написанные римскими цифрами) обрамляют находящееся между ними слово "секта". Отсылка к определенным религиозно-оккультным верованиям анти-христианской направленности более чем очевидна. Лирика "ВИВИсекцИИ" затрагивала также темы химического оружия, загрязнения окружающей среды, СПИДа. Никакой тебе, понимаешь, любви, дружбы и светлого будущего всего человечества. Под стать перечисленным темам и музыка альбома, построенная на плотном, нервном и тревожном звучании синтезаторов. Резкие и шероховатые, бьющие по ушам индустриальные шумы контрастируют с красивыми и практически танцевальными моментами. Запрограммированные повторяющиеся лупы и ритмы драм-машины дополняют картину индустриального, механизированного и жестокого мира. Вокал Нивека Огра варьирующийся от шепота и низких стонов до искаженных криков составляет неотъемлемую часть крайне интересного и очевидно новаторского звукового полотна. Альбом получился действительно многослойным, а ещё очень разнообразным. Есть мнение, что именно с "VIVISectVI" и начался электро-индастриал как отдельный стиль, отличный от EBM.

Интересен и подбор использованных сэмплов. Перечислю некоторые. Тут вам и ужастики, такие как "Зловещие мертвецы - 2" Сэма Райми, "Жилец" Романа Полански, "Сияние" Стенли Кубрика. И мультфильм-драма "Отчаянные Псы", поднимающий совсем недетские вопросы. И речь американского президента Рональда Рейгана. Причем весь этот нетривиальный набор элементов абсолютно органично вплетен в музыку. Сэмплированием на обозреваемом альбоме, кстати, занимался ещё один талантливый канадский музыкант Дуэйн Гёттель (Dwayne Goettel). Пианист с классическим образованием, присоединившийся к команде в 1986-ом, он прекрасно разбирался в оборудовании и помог расширить и ещё более разнообразить диапазон звучания группы.

Но после всех похвал и заслуженных комплиментов творению Skinny Puppy дам личную рекомендацию. Я бы не советовал начинать знакомство с этим коллективом с диска "VIVISectVI". Возьмитесь сначала за более ранние релизы группы. Это подготовит вас к тому, что можно услышать на рассматриваемой пластинке, принять и оценить представленную на ней стену звука по достоинству.

Ютуб-канал SkinnyPuppyVEVO

Skinny Puppy "Too Dark Park" (1990) (рейтинг allmusic - 4.50; рейтинг rateyourmusic - 3.63)

Между "ВИВИсекцИЕЙ" и следующим представленным в нашем списке лучших "индустриальных" альбомов диском "Too Dark Park" Skinny Puppy выпустили пластинку "Rabies" (1989), имевшую коммерческий успех и даже попавшую в канадский альбомный чарт. На ней был ряд удачных песен, в частности ставшая одной из визитных карточек Щенка "Tin Omen"

Ютуб-канал clout9sangel

Но в конечном счете отношение к "Бешенству" было смешанным и у поклонников, и у рецензентов, и у самих музыкантов. Слишком значительное влияние на этот альбом оказал небезызвестный Эл Йоргенсен. Он и продюсировал, и записывал, и микшировал запись, а кроме того играл на гитаре и пел. Немудрено, что в итоге получился звуковой гибрид Skinny Puppy и основной группы Эла Ministry. Гибрид более гитарный, более песенно ориентированный, чем предыдущее творение Тощего Щенка, да ещё и с заходом на территорию industrial metal.

Такой результат в итоге не устроил трех постоянных на тот момент членов коллектива, и, после участия в ряде других проектов, трио Ки-Огр-Гёттель с помощью ещё нескольких музыкантов записало в студиях родного для группы Ванкувера "Слишком Темный Парк", ставший возвратом от индастриал-мейнстрима (и тем более мейнстрима рок-музыки в целом) на передний край экспериментаторства и новаций. Абразивные коллажи из тяжелых гитар, электронных синтезаторных риффов и сэмплов (куда же без них!) вновь терзают уши неподготовленного меломана и, наоборот, услаждают органы слуха фанов музыкального экстрима.

Эта музыка не должна восприниматься в фоновом режиме. Только тогда вам откроется, что за навязчивыми шумовыми эффектами и кажущимся хаосом отдельных композиций стоит четкий авторский и исполнительский замысел, что каждый сыгранный и спетый звук находится на своем месте.

Затрагиваемые в лирике темы были по доброй или скорее недоброй традиции злы и провокационны. Ужасы, мифы о Ктулху, экология, психологические и связанные с употреблением запрещенных веществ проблемы. К сожалению последняя тема вторглась и в реальную жизнь группы. Именно передозировка стала причиной преждевременного ухода из жизни Дуэйна Гёттеля в 1995-ом. Ему был всего 31 год.

Ютуб-канал Carrion Phase

Завершать заметку на столь грустной ноте, пожалуй не стоит. Поэтому отмечу, что рассматриваемый диск получил в основном положительные отклики. А журнал "Metal Hammer" включил "Too Dark Park" в 2018 году в десятку лучших индустриальных альбомов.

За сим всё. Но... продолжение следует. Будут ещё два выпуска с группами давно ожидаемыми, а может для кого-то и неожиданными...

Автор заметки - БиС.

#музыка #рок #electro-industrial #ebm #front 242 #skinny puppy #industrial

Стиль Industrial. Часть 1. Шум, скрежет и музыкальный авангардизм.

Стиль Industrial. Часть 2. Вновь шумы и эксперименты.

Стиль Industrial. Часть 3. От авангарда к мейнстриму.

Стиль Industrial. Часть 4. Мейнстримовый успех.

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 1. (Nine Inch Nails, Clock DVA)

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 2. (Ministry, Filter)

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 3. (Throbbing Gristle, Nurse With Wound, Scraping Foetus off the Wheel)

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 4. (Einstürzende Neubauten, Coil)

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 5. (Cabaret Voltaire, KMFDM)