Найти в Дзене
Рок на БиС

Стиль Industrial. Часть 2. Вновь шумы и эксперименты.

В прошлый раз мы остановились на немецкой команде Einstuerzende Neubauten и обещании упомянуть индустриальные команды первой волны из других стран (не только Англии и Германии) . Но пожелания читателей вносят свои коррективы. В комментариях вспомнили команду Deutsch-Amerikanische Freundschaft , входившую вместе с "Разрушающимися Новостройками" в арт-движение "Гениальные дилетанты". D.A.F., начинавшие как квинтет в немецком Дюссельдорфе, а затем сократившиеся до дуэта Роберта Гёрла ( Robert Görl - перкуссия и электроника) и Габи Дельгадо-Лопеза ( "Gabi" Delgado-López - вокал), выпустили дебютный альбом "Ein Produkt der D.A.F." в 1979 году. Первые записи Einstürzende Neubauten, сделанные два года спустя, имеют поразительное сходство с ним. В качестве примеров творчества "Немецко-Американской Дружбы" приведу их прорывную вещь с диска 1981 года "Alles Ist Gut"

И более позднюю, уже 2003 года, анти-американскую и анти-бушевскую песню "The Sheriff"

Ютуб-канал Donx

Теперь можно с чистой совестью переходить к обещанным индастриал-командам других континентов.

Австралийская индустриальная музыкальная группа SPK была создана в 1978 году в Сиднее, Австралия. Лидер SPK, фронтмен, клавишник и перкуссионист новозеландец Грэм Ревелл (Graeme Revell) познакомился Нилом Хиллом (Neil Hill) в психиатрическом отделении больницы Каллан-парк, где они вместе работали. Хилл и Ревелл делили съемную квартиру, и оба интересовались манифестом немецкой радикальной марксистской группы, известной как Sozialistisches Patientenkollektiv (SPK). Парни слушали музыку немецких электронных и краутовых коллективов Kraftwerk, Can, Neu!, Faust и американского композитора Джона Кейджа. Аббревиатура SPK, под которой они вели свою творческую деятельность, расшифровывалась по-разному. И как уже упомянутый Sozialistisches Patientenkollektiv, и как Surgical Penis Klinik. Встречаются ещё несколько вариантов. В 1979 году в группу пришли гитарист Дэнни Румор (Danny Rumour) и басист Дэвид Вёрджин (David Virgin). Чуть позже в 1980 году к SPK присоединился Доминик Герен (Dominik Guerin), игравший на синтезаторах. Был выпущен EP "Meat Processing Section" и несколько синглов. А для записи первого полнометражного альбома SPK переехали в Лондон, где Ревелл и Герен без Хилла, но с помощью Эшли Ревелла (брата Грэма) и Майка Уилкинса, выпустили в 1981 году пластинку "Information Overload Unit"

Ютуб-канал InsaneJericho66

В конце 70-х - начале 80-х SPK были на переднем крае электронного, экспериментального и индустриального движения. Собственно вышеприведенный трек тому свидетельство. Однако за несколько лет их музыка прошла путь от диссонирующего, индустриального металлического шума до утонченного и сдержанного синти-попа с использованием женского вокала (альбом "Machine Age Voodoo" 1984).

Ютуб-канал aussie80ss

К творчеству SPK попробуем вернуться в дальнейшем, а пока посмотрим, что происходило на родине рок-н-ролла в период становления стиля индастриал.

Для начала вспомним американского артиста и композитора Монте Казазза (Monte Cazazza), автора лозунга «Industrial music for industrial people», сыгравшего значительную роль в становлении лейбла Industrial Records и выпустившего на нем ряд 7" синглов.

Ютуб-канал BagmanTelevision. Сингл был вдохновлен серией убийств, совершенных Дином Корллом. Перечисляются жертвы и способы их умерщвления. Да уж, жизнерадостен и оптимистичен был ранний индастриал.

Яркой и культовой фигурой первой волны американского индастриала был Бойд Райс (Boyd Rice), записывавшийся и издававшийся также как NON. Художник, фотограф, писатель, поклонник темных культов и фашистской эстетики, композитор, исполнитель, неутомимый экспериментатор и новатор. Многогранная личность. Он оставил свой след не только в индустриальной, но и в экспериментальной и нойзовой музыке. Впрочем в 70-е годы прошлого века это были очень близкие явления.

Бойд Райс. Фото www22.zvuki.ru
Бойд Райс. Фото www22.zvuki.ru

Бойд Райс был одним из первых, если не самым первым музыкантом, начавшим использовать сэмплы, магнитофонную ленту, петли и многочисленные наложения. Он также был одним из пионеров использования виниловых проигрывателей и техники скрэтчинга, предвосхитив современных диджеев. Первый выпущенный Райсом альбом (Black Album - 1977) представлял собой просто шум. Слушателям предлагалось проигрывать пластинку на 33, 45 и 78 оборотах и получить три различных звуковых картины. Впрочем, если начать рассказ обо всех творческих экспериментах и коллаборациях Райса, то это может затянутся не на одну статью.

Ставить в качестве примера экспериментальные звуковые "зверства", исполняемые нашим героем, всё-таки не буду. Послушайте лучше композицию с альбома "Music, Martinis and Misanthropy" 1990 года, записанного совместно с музыкантами из Death in June, Sol Invictus, Strawberry Switchblade и Blood Axis.

Ютуб-канал 1983pulsmann. Своеобразная лирическая составляющая тоже не была чужда Бойду Райсу. Особенно забавен ряд исторических персонажей, перечисляемых в конце песни.

Ещё один крайне любопытный персонаж американской сцены Stefan Joel Weisser (он же Z'ev) - перкуссионист, поэт, мастер саунд-арта. Человек, сказавший новое слово в звукоизвлечении из самых различных материалов и предметов, не являющихся музыкальными инструментами. Критика отзывалась о нем так: "Z'ev не разрушает сложившиеся правила, он их меняет". Z'ev изучал мировые религии и эзотерические течения и работал с текстурами и звуком, вдохновленный Каббалой. Кроме того, он изучал африканскую, афро-кубинскую, индонезийскую и другую экзотическую музыку. Признанный пионер индастриала.

В 1978 году он начал разрабатывать уникальную технику исполнения, используя самодельные ударные инструменты, изготовленные из промышленных материалов, таких как нержавеющая сталь, титан и ПВХ-пластик. Первоначально такие инструменты были просто сборкой подвешенных на веревке предметов из этих материалов, а музыкант во время игры на них имитировал движения марионетки. И это происходило за пару лет до появления Einstürzende Neubauten.

Ютуб-канал Zos Khem

В 80-е годы Z'ev стал завсегдатаем нью-йоркской клубной сцены, играя то сольно, то в компании корифеев авангардной и экспериментальной музыки Эллиота Шарпа (Elliott Sharp) и Глена Бранка (Glenn Branca)

После 1984 года он сосредоточился на более традиционном исполнении с помощью маллетов (барабанных палочек с наконечниками), хотя и в своем очень своеобразном стиле и по-прежнему с использованием самодельных инструментов или готовых, но переделанных.

Дискография Z'ev'а достаточно обширна. Он выпускал диски и под собственным именем и в компании других исполнителей. Чтобы получить представление о его творчестве, попробуйте хотя бы выборочно послушать альбом 1986 года.

Ютуб-канал Harari

Интересный факт. Z'ev и Бойд Райс были друзьями.

На этом завершу рассказ о первой волне исполнителей индастриала. Если кого-то из достойных не упомянул, прошу извинить.

В следующей заметке. Wax Trax Records и новые тенденции в индустриальном звучании.

Первая часть заметки "Стиль индастриал"