В прошлый раз мы остановились на немецкой команде Einstuerzende Neubauten и обещании упомянуть индустриальные команды первой волны из других стран (не только Англии и Германии) . Но пожелания читателей вносят свои коррективы. В комментариях вспомнили команду Deutsch-Amerikanische Freundschaft , входившую вместе с "Разрушающимися Новостройками" в арт-движение "Гениальные дилетанты". D.A.F., начинавшие как квинтет в немецком Дюссельдорфе, а затем сократившиеся до дуэта Роберта Гёрла ( Robert Görl - перкуссия и электроника) и Габи Дельгадо-Лопеза ( "Gabi" Delgado-López - вокал), выпустили дебютный альбом "Ein Produkt der D.A.F." в 1979 году. Первые записи Einstürzende Neubauten, сделанные два года спустя, имеют поразительное сходство с ним. В качестве примеров творчества "Немецко-Американской Дружбы" приведу их прорывную вещь с диска 1981 года "Alles Ist Gut"
И более позднюю, уже 2003 года, анти-американскую и анти-бушевскую песню "The Sheriff"
Ютуб-канал Donx
Теперь можно с чистой совестью переходить к обещанным индастриал-командам других континентов.
Австралийская индустриальная музыкальная группа SPK была создана в 1978 году в Сиднее, Австралия. Лидер SPK, фронтмен, клавишник и перкуссионист новозеландец Грэм Ревелл (Graeme Revell) познакомился Нилом Хиллом (Neil Hill) в психиатрическом отделении больницы Каллан-парк, где они вместе работали. Хилл и Ревелл делили съемную квартиру, и оба интересовались манифестом немецкой радикальной марксистской группы, известной как Sozialistisches Patientenkollektiv (SPK). Парни слушали музыку немецких электронных и краутовых коллективов Kraftwerk, Can, Neu!, Faust и американского композитора Джона Кейджа. Аббревиатура SPK, под которой они вели свою творческую деятельность, расшифровывалась по-разному. И как уже упомянутый Sozialistisches Patientenkollektiv, и как Surgical Penis Klinik. Встречаются ещё несколько вариантов. В 1979 году в группу пришли гитарист Дэнни Румор (Danny Rumour) и басист Дэвид Вёрджин (David Virgin). Чуть позже в 1980 году к SPK присоединился Доминик Герен (Dominik Guerin), игравший на синтезаторах. Был выпущен EP "Meat Processing Section" и несколько синглов. А для записи первого полнометражного альбома SPK переехали в Лондон, где Ревелл и Герен без Хилла, но с помощью Эшли Ревелла (брата Грэма) и Майка Уилкинса, выпустили в 1981 году пластинку "Information Overload Unit"
Ютуб-канал InsaneJericho66
В конце 70-х - начале 80-х SPK были на переднем крае электронного, экспериментального и индустриального движения. Собственно вышеприведенный трек тому свидетельство. Однако за несколько лет их музыка прошла путь от диссонирующего, индустриального металлического шума до утонченного и сдержанного синти-попа с использованием женского вокала (альбом "Machine Age Voodoo" 1984).
Ютуб-канал aussie80ss
К творчеству SPK попробуем вернуться в дальнейшем, а пока посмотрим, что происходило на родине рок-н-ролла в период становления стиля индастриал.
Для начала вспомним американского артиста и композитора Монте Казазза (Monte Cazazza), автора лозунга «Industrial music for industrial people», сыгравшего значительную роль в становлении лейбла Industrial Records и выпустившего на нем ряд 7" синглов.
Ютуб-канал BagmanTelevision. Сингл был вдохновлен серией убийств, совершенных Дином Корллом. Перечисляются жертвы и способы их умерщвления. Да уж, жизнерадостен и оптимистичен был ранний индастриал.
Яркой и культовой фигурой первой волны американского индастриала был Бойд Райс (Boyd Rice), записывавшийся и издававшийся также как NON. Художник, фотограф, писатель, поклонник темных культов и фашистской эстетики, композитор, исполнитель, неутомимый экспериментатор и новатор. Многогранная личность. Он оставил свой след не только в индустриальной, но и в экспериментальной и нойзовой музыке. Впрочем в 70-е годы прошлого века это были очень близкие явления.
Бойд Райс был одним из первых, если не самым первым музыкантом, начавшим использовать сэмплы, магнитофонную ленту, петли и многочисленные наложения. Он также был одним из пионеров использования виниловых проигрывателей и техники скрэтчинга, предвосхитив современных диджеев. Первый выпущенный Райсом альбом (Black Album - 1977) представлял собой просто шум. Слушателям предлагалось проигрывать пластинку на 33, 45 и 78 оборотах и получить три различных звуковых картины. Впрочем, если начать рассказ обо всех творческих экспериментах и коллаборациях Райса, то это может затянутся не на одну статью.
Ставить в качестве примера экспериментальные звуковые "зверства", исполняемые нашим героем, всё-таки не буду. Послушайте лучше композицию с альбома "Music, Martinis and Misanthropy" 1990 года, записанного совместно с музыкантами из Death in June, Sol Invictus, Strawberry Switchblade и Blood Axis.
Ютуб-канал 1983pulsmann. Своеобразная лирическая составляющая тоже не была чужда Бойду Райсу. Особенно забавен ряд исторических персонажей, перечисляемых в конце песни.
Ещё один крайне любопытный персонаж американской сцены Stefan Joel Weisser (он же Z'ev) - перкуссионист, поэт, мастер саунд-арта. Человек, сказавший новое слово в звукоизвлечении из самых различных материалов и предметов, не являющихся музыкальными инструментами. Критика отзывалась о нем так: "Z'ev не разрушает сложившиеся правила, он их меняет". Z'ev изучал мировые религии и эзотерические течения и работал с текстурами и звуком, вдохновленный Каббалой. Кроме того, он изучал африканскую, афро-кубинскую, индонезийскую и другую экзотическую музыку. Признанный пионер индастриала.
В 1978 году он начал разрабатывать уникальную технику исполнения, используя самодельные ударные инструменты, изготовленные из промышленных материалов, таких как нержавеющая сталь, титан и ПВХ-пластик. Первоначально такие инструменты были просто сборкой подвешенных на веревке предметов из этих материалов, а музыкант во время игры на них имитировал движения марионетки. И это происходило за пару лет до появления Einstürzende Neubauten.
Ютуб-канал Zos Khem
В 80-е годы Z'ev стал завсегдатаем нью-йоркской клубной сцены, играя то сольно, то в компании корифеев авангардной и экспериментальной музыки Эллиота Шарпа (Elliott Sharp) и Глена Бранка (Glenn Branca)
После 1984 года он сосредоточился на более традиционном исполнении с помощью маллетов (барабанных палочек с наконечниками), хотя и в своем очень своеобразном стиле и по-прежнему с использованием самодельных инструментов или готовых, но переделанных.
Дискография Z'ev'а достаточно обширна. Он выпускал диски и под собственным именем и в компании других исполнителей. Чтобы получить представление о его творчестве, попробуйте хотя бы выборочно послушать альбом 1986 года.
Ютуб-канал Harari
Интересный факт. Z'ev и Бойд Райс были друзьями.
На этом завершу рассказ о первой волне исполнителей индастриала. Если кого-то из достойных не упомянул, прошу извинить.
В следующей заметке. Wax Trax Records и новые тенденции в индустриальном звучании.