Предыдущий выпуск данного цикла заметок пользовался заметно меньшей популярностью, чем первые два. Суровые знатоки индастриала проигнорировали основателей стиля группу "Throbbing Gristle". Это же не извечный спор "остроконечников" с "тупоконечниками", извините, фанатов Эла Йоргенсена с поклонниками Трента Резнора. Нет шанса показать себя во всей красе, уме и таланте. (Последнее предложение относится в основном к излишне агрессивным любителям прекрасной команды Ministry). Что ж попробуем обратиться к более близким сердцам отечественных меломанов коллективам.
Я упоминал немецкий коллектив Einstürzende Neubauten из Западного Берлина в самой первой статье "индустриального" цикла. Германская группа, образованная в 1980 году Бликсой Баргельдом (Blixa Bargeld) и Эн Ю Унру (N. U. Unruh), стала одним из первооткрывателей и образцов стиля у себя в стране, да и в мире тоже. Взяв за основу манифест итальянского музыканта-авангардиста Луиджи Руссоло (Luigi Russolo) "Искусство шума", они довели его до логического радикального завершения, вдохновив огромную армию последователей, среди которых выделяются Генри Роллинс и Эл Йоргенсен.
Одной из их характерных черт Einstürzende Neubauten является использование Эн Ю Унру специально изготовленных инструментов, преимущественно из металлолома и строительных инструментов и материалов, а также искусственных шумов, в дополнение к кричащему вокалу и скрежещущей гитаре Баргельда.
Einstürzende Neubauten "Halber Mensch" 1985. Рейтинг на Allmusic - 4.75.
Альбом 1985 года "Halber Mensch" (англ.: "Half Man - Наполовину человек") можно рассматривать как поворотный и прорывной у Einstürzende Neubauten. Музыкальная структура композиций стала более традиционной. В вокальных линиях Баргельд перешел от выкрикиваемых слов и фраз к организованным поэтическим мелодиям. Может повлияла работа Бликсы у Ника Кейва в Bad Seeds, может музыканты просто повзрослели. Среди треков есть акапельный "Halber Mensch", почти клубно-танцевальный "Yü-Gung (Fütter Mein Ego)", экспериментальный динамичный "Seele Brennt". Разумеется, "Саморазрушающиеся Новостройки" не отказались от фирменной импровизированной перкуссии или искаженных гитар, но позволили гармониям возникать в их песнях, в отличие от более ранних, почти диссонансных работ.
Halber Mensch, может и не самый совершенный диск, но определенно заметный, эклектичный и оригинальный.
Einstürzende Neubauten "Fünf auf der nach oben offenen Richterskala" 1987. Рейтинг на Allmusic - 4.50.
Все ещё экспериментальный, но всё более и более приближенный к традиционному пониманию популярной музыки альбом. Критика оценила "Магнитуду пять баллов по шкале Рихтера" как сдержанную и редко использующую фирменные какофонию и хаос, но тревожную и напряженную запись. Причем напряжение нарастает по ходу прослушивания от композиции к композиции. Кажется, что в конце должен последовать взрыв. Но нет. Авторский замысел обходится без этого очевидного решения, оставляя слушателя в легком недоумении и побуждая того переслушать альбом, чтобы замысел понять.
А самый лично для меня неожиданный трек на "Fünf auf der nach oben offenen Richterskala" - это кавер на "Morning Dew" Бонни Добсон (Bonnie Dobson). Я уже рассказывал о нескольких версиях данного произведения в исполнении... Постоянные читатели нашего канала, вспомните, о какой группе идет речь? (*)
Ну, ладно, цитаты из композиции "Bruder der Schattens” группы Popol Vuh в "Keine Schönheit (Ohne Gefahr)" кажутся вполне уместными. Подумаешь, одни экспериментаторы цитируют других. Но чем привлекает композиция не самой знаменитой поп-фолк исполнительницы представителей самых разных рок-стилей? Скажу ещё раз. Есть, видимо, в этой простой с виду песне какая-то внутренняя неброская глубина.
Einstürzende Neubauten "Haus der Luege" 1989. Рейтинг на Allmusic - 4.50.
Короткий, но эффектный альбом "Дом лжи" завершал 80-е для "Саморазрушающихся Новостроек". И завершал он десятилетие на высокой ноте. Группа окончательно уходит от прямолинейного промышленного шума, к более структурированному индустриальному року.
Композиции зажигают. Особенно идущая второй после голосового пролога "Feurio!," являющаяся одним из сильнейших синглов группы.
Ютуб-канал RevCo1966
Убийственный диско-ритм, неожиданные гитарные линии и декламационный вокал Баргельда. Очень впечатляет!
Остальные композиции ещё более разнообразны, но не менее эмоциональны. Звуковые пики ("Haus der Lüge", "Schwindel") сменяются более спокойными частями. Всё продуманно и отлично исполнено. Альбом от музыкантов, понимающих чего они хотят добиться и как это сделать.
Coil "Horse Rotorvator" 1986. Рейтинг на Allmusic - 4.75.
Огромная землеройная машина, созданная из челюстей лошадей четырех всадников Апокалипсиса. Только очень больное воображение могло создать подобный образ. Та же болезненность и в музыке второго полнометражного альбома экспериментального индустриального дуэта Джона Бэланса (ранее Psychic TV) и Петера Кристоферсона (участник пионеров стиля индастриал Throbbing Gristle). Крайне своеобразная парочка, привлекавшая к работе самых разнообразных коллабораторов, сочетавшая жуткий шум и спокойные, зрелые аранжировки, шокирующие гомоэротические образы, в то время когда они ещё не были общим местом, и пугающие общечеловеческие боль, скорбь, ненависть и отчаяние. В представленной работе сошлись композиции памяти зверски убитого, несомненно прогрессивного и столь же несомненно альтернативно ориентированного итальянского режиссера Паоло Пазолини -
Ютуб-канал Eleni von Mondlicht- Apsouneli
и тематически от этого события очень далекая, взятая из религиозной еврейской традиции кавер-версия "Who by Fire" Леонарда Коэна.
Ютуб-канал angela langellotti
И внезапно обе песни оказались очень близки друг другу. Мрачные, но без излишнего экстремизма, торжественные, но достаточно простые, эмоционально надломленные, но без гипертрофированной юношеской истерии. В этом весь Coil. И его привлекательность для находящегося в схожем состоянии души слушателя.
Coil "Love's Secret Domain" 1991. Рейтинг на Allmusic - 4.50
Ютуб-канал escavações sonoras
В конце 80-х Coil были вдохновлены электронным стилем acid house. И их полнометражник 1991 года часть обозревателей характеризовала как танцевальный. Хотя мне кажется, что это можно делать с большой-большой натяжкой. Влияние acid house проявляется в основном в сэмплированных эффектах и "кислотных" сюрреалистических ландшафтах, хотя некоторые треки действительно имеют четкую ритмическую основу. Означенные влияния легли на фирменный индустриально-готический синти-поп дуэта, создав с одной стороны вроде бы доступное, а с другой совершенно безумное психоделическое звуковое полотно. Мои ощущения от прослушивания сего опуса можно охарактеризовать известной фразой: "Сон разума рождает чудовищ". Хотя чудовища эти не лишены определенной притягательности.
Продолжение следует...
(*) - речь идет о шотландской хард-рок группе Nazareth.
#coil #музыка
Предыдущие заметки, посвященные стилю индастриал:
Стиль Industrial. Часть 1. Шум, скрежет и музыкальный авангардизм.
Стиль Industrial. Часть 2. Вновь шумы и эксперименты.
Стиль Industrial. Часть 3. От авангарда к мейнстриму.
Стиль Industrial. Часть 4. Мейнстримовый успех.
Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 1.
Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 2.