Найти в Дзене
Рок на БиС

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 4.

Предыдущий выпуск данного цикла заметок пользовался заметно меньшей популярностью, чем первые два. Суровые знатоки индастриала проигнорировали основателей стиля группу "Throbbing Gristle". Это же не извечный спор "остроконечников" с "тупоконечниками", извините, фанатов Эла Йоргенсена с поклонниками Трента Резнора. Нет шанса показать себя во всей красе, уме и таланте. (Последнее предложение относится в основном к излишне агрессивным любителям прекрасной команды Ministry). Что ж попробуем обратиться к более близким сердцам отечественных меломанов коллективам.

Я упоминал немецкий коллектив Einstürzende Neubauten из Западного Берлина в самой первой статье "индустриального" цикла. Германская группа, образованная в 1980 году Бликсой Баргельдом (Blixa Bargeld) и Эн Ю Унру (N. U. Unruh), стала одним из первооткрывателей и образцов стиля у себя в стране, да и в мире тоже. Взяв за основу манифест итальянского музыканта-авангардиста Луиджи Руссоло (Luigi Russolo) "Искусство шума", они довели его до логического радикального завершения, вдохновив огромную армию последователей, среди которых выделяются Генри Роллинс и Эл Йоргенсен.

Einstürzende Neubauten. Фото взято на last.fm
Einstürzende Neubauten. Фото взято на last.fm

Одной из их характерных черт Einstürzende Neubauten является использование Эн Ю Унру специально изготовленных инструментов, преимущественно из металлолома и строительных инструментов и материалов, а также искусственных шумов, в дополнение к кричащему вокалу и скрежещущей гитаре Баргельда.

Einstürzende Neubauten "Halber Mensch" 1985. Рейтинг на Allmusic - 4.75.

Альбом 1985 года "Halber Mensch" (англ.: "Half Man - Наполовину человек") можно рассматривать как поворотный и прорывной у Einstürzende Neubauten. Музыкальная структура композиций стала более традиционной. В вокальных линиях Баргельд перешел от выкрикиваемых слов и фраз к организованным поэтическим мелодиям. Может повлияла работа Бликсы у Ника Кейва в Bad Seeds, может музыканты просто повзрослели. Среди треков есть акапельный "Halber Mensch", почти клубно-танцевальный "Yü-Gung (Fütter Mein Ego)", экспериментальный динамичный "Seele Brennt". Разумеется, "Саморазрушающиеся Новостройки" не отказались от фирменной импровизированной перкуссии или искаженных гитар, но позволили гармониям возникать в их песнях, в отличие от более ранних, почти диссонансных работ.

Halber Mensch, может и не самый совершенный диск, но определенно заметный, эклектичный и оригинальный.

Einstürzende Neubauten "Fünf auf der nach oben offenen Richterskala" 1987. Рейтинг на Allmusic - 4.50.

Все ещё экспериментальный, но всё более и более приближенный к традиционному пониманию популярной музыки альбом. Критика оценила "Магнитуду пять баллов по шкале Рихтера" как сдержанную и редко использующую фирменные какофонию и хаос, но тревожную и напряженную запись. Причем напряжение нарастает по ходу прослушивания от композиции к композиции. Кажется, что в конце должен последовать взрыв. Но нет. Авторский замысел обходится без этого очевидного решения, оставляя слушателя в легком недоумении и побуждая того переслушать альбом, чтобы замысел понять.

А самый лично для меня неожиданный трек на "Fünf auf der nach oben offenen Richterskala" - это кавер на "Morning Dew" Бонни Добсон (Bonnie Dobson). Я уже рассказывал о нескольких версиях данного произведения в исполнении... Постоянные читатели нашего канала, вспомните, о какой группе идет речь? (*)

Ну, ладно, цитаты из композиции "Bruder der Schattens” группы Popol Vuh в "Keine Schönheit (Ohne Gefahr)" кажутся вполне уместными. Подумаешь, одни экспериментаторы цитируют других. Но чем привлекает композиция не самой знаменитой поп-фолк исполнительницы представителей самых разных рок-стилей? Скажу ещё раз. Есть, видимо, в этой простой с виду песне какая-то внутренняя неброская глубина.

Einstürzende Neubauten "Haus der Luege" 1989. Рейтинг на Allmusic - 4.50.

Короткий, но эффектный альбом "Дом лжи" завершал 80-е для "Саморазрушающихся Новостроек". И завершал он десятилетие на высокой ноте. Группа окончательно уходит от прямолинейного промышленного шума, к более структурированному индустриальному року.

Композиции зажигают. Особенно идущая второй после голосового пролога "Feurio!," являющаяся одним из сильнейших синглов группы.

Ютуб-канал RevCo1966

Убийственный диско-ритм, неожиданные гитарные линии и декламационный вокал Баргельда. Очень впечатляет!

Остальные композиции ещё более разнообразны, но не менее эмоциональны. Звуковые пики ("Haus der Lüge", "Schwindel") сменяются более спокойными частями. Всё продуманно и отлично исполнено. Альбом от музыкантов, понимающих чего они хотят добиться и как это сделать.

Coil "Horse Rotorvator" 1986. Рейтинг на Allmusic - 4.75.

Огромная землеройная машина, созданная из челюстей лошадей четырех всадников Апокалипсиса. Только очень больное воображение могло создать подобный образ. Та же болезненность и в музыке второго полнометражного альбома экспериментального индустриального дуэта Джона Бэланса (ранее Psychic TV) и Петера Кристоферсона (участник пионеров стиля индастриал Throbbing Gristle). Крайне своеобразная парочка, привлекавшая к работе самых разнообразных коллабораторов, сочетавшая жуткий шум и спокойные, зрелые аранжировки, шокирующие гомоэротические образы, в то время когда они ещё не были общим местом, и пугающие общечеловеческие боль, скорбь, ненависть и отчаяние. В представленной работе сошлись композиции памяти зверски убитого, несомненно прогрессивного и столь же несомненно альтернативно ориентированного итальянского режиссера Паоло Пазолини -

Ютуб-канал Eleni von Mondlicht- Apsouneli

и тематически от этого события очень далекая, взятая из религиозной еврейской традиции кавер-версия "Who by Fire" Леонарда Коэна.

Ютуб-канал angela langellotti

И внезапно обе песни оказались очень близки друг другу. Мрачные, но без излишнего экстремизма, торжественные, но достаточно простые, эмоционально надломленные, но без гипертрофированной юношеской истерии. В этом весь Coil. И его привлекательность для находящегося в схожем состоянии души слушателя.

Coil "Love's Secret Domain" 1991. Рейтинг на Allmusic - 4.50

Ютуб-канал escavações sonoras

В конце 80-х Coil были вдохновлены электронным стилем acid house. И их полнометражник 1991 года часть обозревателей характеризовала как танцевальный. Хотя мне кажется, что это можно делать с большой-большой натяжкой. Влияние acid house проявляется в основном в сэмплированных эффектах и "кислотных" сюрреалистических ландшафтах, хотя некоторые треки действительно имеют четкую ритмическую основу. Означенные влияния легли на фирменный индустриально-готический синти-поп дуэта, создав с одной стороны вроде бы доступное, а с другой совершенно безумное психоделическое звуковое полотно. Мои ощущения от прослушивания сего опуса можно охарактеризовать известной фразой: "Сон разума рождает чудовищ". Хотя чудовища эти не лишены определенной притягательности.

Продолжение следует...

(*) - речь идет о шотландской хард-рок группе Nazareth.

#coil #музыка

Предыдущие заметки, посвященные стилю индастриал:

Стиль Industrial. Часть 1. Шум, скрежет и музыкальный авангардизм.

Стиль Industrial. Часть 2. Вновь шумы и эксперименты.

Стиль Industrial. Часть 3. От авангарда к мейнстриму.

Стиль Industrial. Часть 4. Мейнстримовый успех.

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 1.

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 2.

Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 3.