В предыдущих заметках о лучших "индустриальных" альбомах было рассказано о записях двух наиболее популярных групп стиля, известных не только среди знатоков индастриала, но и в широких кругах любителей музыки. Настало время от Nine Inch Nails и Ministry вернуться к основателям стиля.
Throbbing Gristle "The Second Annual Report" 1977. Рейтинг на PMA - 3.63. На Allmusic - 4.25.
Ютуб-канал svspls
Как и положено группе, не собиравшейся размениваться на компромиссы, Throbbing Gristle официально дебютировали сразу со "Второго Ежегодного Отчета" ("Первый" был реализован много позже). Столь же бескомпромиссным, включая крайне поэтичные и лиричные названия композиций, такие как "Приманка для слизняков" и "Смерть личинки", злым, мрачным и нарочито провокационно анти-музыкальным было и содержание данного релиза. Его можно, наверное, сравнить со столь же провокационным и радикальным звукоизвлечением, которым занимались немецкие электронно-краутовые новаторы Kluster (см. Лучшие "живые" альбомы. Прог-рок. 1971 год. Часть 1.)
Уродливые индустриальные ландшафты первой стороны пластинки дополняются минималистичным зловещим двадцатиминутным шумовым пейзажем "После прекращения существования", являющимся саундтреком к фильму арт-коллектива COUM Transmissions, который был предшественником Throbbing Gristle. Среди инструментов, использовавшихся четырьмя членами группы Кристиной "Кози Фанни Тутти" Ньюби (Christine "Cosey" Newby), Крисом Картером (Chris Carter), Питером Кристоферсоном (Peter Christopherson) и Нилом "Дженезисом Пи-Орриджем" Мегсоном (Neil "Genesis" Megson) числятся и гитары, и труба, и кларнет, и скрипка, и клавишные, но ленточные и электронные эффекты и музыкальное программирование в звуковой палитре преобладают и подавляют всё остальное.
Подводя итог, могу лишь повторить неоднократно сказанное мной и в заметках и в комментариях. Не надо искать в данном альбоме обычные мелодии и ритмическую основу. Это эксперимент, поиск новых путей и своеобразная конфронтация со сложившимся в музыкальном мире порядком вещей. И это роднит индастриал с такими, казалось бы, далекими от него вещами как академический авангард, электроника, краутрок, авант-прог, а также, как ни странно, панк, грайнд и экстремальный метал (блэк и дэт прежде всего). Слушать же "The Second Annual Report" стоит и для общего развития и расширения собственного кругозора, и для понимания из каких корней выросла более поздняя и куда более благозвучная индустриальная музыка.
Throbbing Gristle "D.o.A.: The Third and Final Report of Throbbing Gristle" 1978. Рейтинг на MMA - 4.04. На Allmusic - 4.25.
Ютуб-канал Carlos Buchan
Второй полноформатник "Пульсирующего Хряща" в полной мере продемонстрировал, что группа развивается, ищет новые пути и пытается разнообразить свои выразительные средства. "Третий отчет", разумеется, столь же суров и далек от мейнстрима как и "Второй". Однако, наряду с этим он гораздо более разнообразен. Каждый из 13 треков имеет своё лицо, а стилистический диапазон простирается от атмосферных коллажей через почти панк до инструментального синти-попа. Основу звучания по прежнему составляют синтезаторы, электроника и работа с лентами (tapes). Хоть и намеченные в основном пунктиром, но появляются мелодии. При этом дух новаторства и эксперимента сохраняется в полной мере. Так трек "United" с сингла, предварявшего альбом и достигшего 39 места в британских инди-чартах,
Ютуб-канал Mute
ускорили до такой степени, что он длится всего 16 секунд. Наглядная демонстрация того, где участники коллектива (а его состав не изменился) видели любой коммерческий успех.
Впрочем, одно любопытное достижение у "D.o.A.: The Third and Final Report of Throbbing Gristle" имеется. Альбом попал в очень известную книжку "1001 Albums You Must Hear Before You Die" ("1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрете").
Throbbing Gristle "20 Jazz Funk Greats" 1979. Рейтинг на PMA - 4.14. На Allmusic - 4.75.
Ютуб-канал svspls
От радикализма первых работ к доступности широким кругам слушателей. Если слово "доступность" было бы хоть как-то применимо к творчеству Throbbing Gristle, то предыдущее предложение вполне могло бы быть девизом альбома "20 Jazz Funk Greats". Разумеется и джаз, и фанк присутствуют на обозреваемом релизе едва уловимыми намеками. И обложка, и название имеют элемент провокации. На представленной фотографии члены группы стоят на утесе Бичи-Хед, известном как место самоубийств в Англии. Название же должно было служить приманкой для не очень хорошо разбирающихся в музыке людей. Пришел в магазин, увидел слова "джаз" и "фанк", купил, а дома при включении получил культурный шок.
Однако, по сравнению с двумя предыдущими работами "Хряща", эта звучит значительно разнообразней с точки зрения среднестатистического слушателя. Экспериментальные шумы перестали играть определяющую роль. Музыканты исследуют такие явления как ритм и мелодия, и оставив в стороне своё обычное человеконенавистничество, пытаются найти себя в более традиционных электронных пульсациях. Трек "Hot on the Heels of Love" иногда считают предшественником стиля "техно". А "Walkabout" вполне уместно смотрелся бы в репертуаре Kraftwerk. А ведь есть ещё и "Convincing People" и другие вещи вполне подошедшие бы ранним краутовым командам. Да и Жан-Мишелю Жарру сгодившиеся бы. Недаром на прогархивах Throbbing Gristle проходят по разделу "прогрессивная электроника".
Остаюсь при своем мнении, что ранний экспериментальный радикализм очень часто так или иначе переходит в общепринятые музыкальные формы. Ибо если ты не был революционером в молодости, значит у тебя нет сердца. Если в зрелости ты не стал консерватором, значит у тебя нет ума. Хотя, наверное, бывают и исключения. Может подскажете обратные примеры?
Добавлю, что "20 Jazz Funk Greats" признавался лучшим индастриал-альбомом всех времен в специализированной прессе.
Nurse With Wound "Chance Meeting on a Dissecting Table of a Sewing Machine and an Umbrella" 1979. Рейтинг на Allmusic - 4.25.
Знамя радикализма и экспериментаторства было немедленно подхвачено рядом других команд, среди которых стоит отметить проект Стива Степлтона (Steve Stapleton) Nurse With Wound. У "Раненной Медсестры" громадная дискография и длиннющий список коллабораторов. Самым частым компаньоном Степлтона был уже упомянутый в серии "индустриальных" заметок Дэйв Тибет из Current 93.
Список же жанров и стилей перепробованных "Медсестрой" ненамного короче списка гостей на альбомах. Тут и авангард, и амбиент, и noise, и drone, и easy listening, и краутрок, и кабаре. Раннее же творчество ансамбля считают индастриалом, несмотря на возражения самого Степлтона (про кого-то ещё из ведущих "индустриальщиков" я что-то подобное уже слышал), находящимся под очень большим влиянием Throbbing Gristle.
Альбом со странным и абсурдистским названием "Случайная встреча швейной машины и зонтика на анатомическом столе", вдохновленным сюрреалистическим поэтическим романом французского писателя XIX века Графа де Лотреамона (настоящее имя Изидор Дюкасс), стал дебютом для Nurse With Wound. Искаженные гитары с фидбэком, монотонные синтезаторные шумы, случайно вклинивающиеся в эту какофонию звуки флейты и скрипки, минималистичные органные узоры. Всего три длинные композиции (четвертая добавлена при переиздании).
Ютуб-канал svspls
Не знаю, какие аргументы были у Степлтона, но, по-моему, вполне себе "индастриал". И действительно на первый альбом "Пульсирующего Хряща" похожий.
Scraping Foetus off the Wheel "Nail" 1985. Рейтинг на Allmusic - 4.50.
Бонусом ко всему вышеописанному "индустриальному" безумию предложу альбом, который гораздо ближе к традиционному пониманию слова "музыка". Австралийский музыкант и композитор Джеймс Джордж Тёрлуэлл (James George Thirlwell) появлялся под разными псевдонимами в частности на альбомах Nurse With Wound, а также Марка Алмонда и Ника Кейва. Полный список музыкантов, с кем JG Thirlwell работал как продюсер, композитор и участник записей, приводить не буду. Он очень разнообразен и обширен, и, боюсь, займет слишком много места. Интересующиеся найдут сами.
Отмечу, что для своих сольных проектов Тёрлуэлл также использовал целый ряд весьма своеобразных имен и названий. Одним из них является название Foetus, употребляемое как отдельно, так и в словосочетаниях (You've Got Foetus on Your Breath, Scraping Foetus Off the Wheel, Foetus Interruptus).
Трудно поверить, но представленный альбом был записан в одиночку. Он совершенно не похож на продукцию one-man band'а. Представлен целый калейдоскоп жанров и стилей. Индастриал, новая волна, альтернатива и даже намеки на классику и мюзикл. Живые инструменты, выразительный вокал и сэмплы сплетаются в единое звуковое полотно. Здесь нет ощущения потусторонности музыкального замысла, которое периодически возникает при прослушивании записей Nurse With Wound или Throbbing Gristle. Жесткие шумовые эпизоды, такие как "Private War", звучат вполне органично и уместно и не кажутся инородными в окружении более мелодичных треков. Скажу банальность. Альбом пролетает на едином дыхании. Очень сильное и мастерски сделанное произведение.
Слушатели оценили запись по достоинству. Диск стал номером 1 в британских инди-чартах. А ещё сдается мне, что одним из очень внимательных слушателей "Nail" был некто Эл Йоргенсен.
И, напоследок, "живое" выступление Scraping Foetus Off the Wheel. Видео состоит из трех частей (клип, интервью, фрагмент концерта):
Ютуб-канал E3
На этом на сегодня всё. Если Вы не нашли свою любимую команду стиля "индастриал" в данной заметке, не спешите писать, что "автор забыл". Посмотрите предыдущие статьи. И помните, что будет ещё пять выпусков по указанной в заголовке теме.
Продолжение следует...
#музыка #рок #лучшие альбомы
Предыдущие заметки, посвященные стилю индастриал:
Стиль Industrial. Часть 1. Шум, скрежет и музыкальный авангардизм.
Стиль Industrial. Часть 2. Вновь шумы и эксперименты.
Стиль Industrial. Часть 3. От авангарда к мейнстриму.
Стиль Industrial. Часть 4. Мейнстримовый успех.
Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 1.
Лучшие альбомы стиля industrial. Часть 2.