Найти в Дзене
Рок на БиС

Стиль Industrial. Часть 1. Шум, скрежет и музыкальный авангардизм.

Музыка "индастриал" представляет собой резкий и агрессивный сплав рока и экспериментальной электронной музыки (tape music, musique concrète, ambient, white noise с использованием синтезаторов, секвенсоров и даже осцилляторов) с упором на шумовую и/или ритмическую составляющую. Совсем далеко в поисках истоков данного музыкального направления забираться не будем, скажем лишь, что среди непосредственных предтеч стиля были немецкие краут-роковые легенды Can, Neu!, Faust, Ash Ra Tempel, представители электронной сцены Tangerine Dream, Kraftwerk, которые были пионерами во всем к чему прикасались, ну, и Клаус Шульце с Брайаном Ино. Куда же без них.

Throbbing Gristle - первая "индустриальная" команда. Фото сайта brickedforever.com
Throbbing Gristle - первая "индустриальная" команда. Фото сайта brickedforever.com

Иногда в связи со стилем "индастриал" вспоминают импровизационный фри-джазовый коллектив AMM, который внес особый вклад не только в растущее джазовое движение 1960 - х и 70-х годов, но и в индустриальную сцену.

Ютуб канал The Magnetic Fields . Это 1967 год. Послушайте хотя бы отрывками, найти аналогии с первым альбомом Throbbing Gristle, вышедшим на 10 лет позже, по-моему, вполне себе можно.

Отдельно отметим нью-йоркский дуэт Silver Apples. Успевшие на первом этапе своей карьеры (1967-1970) выпустить всего два альбома Симеон Кокс (Simeon Coxe) и Дэнни Тэйлор (Danny Taylor) представляют собой сюрреалистическое и беспрецедентное явление. Использование Коксом в композициях осциллятора, произведенного еще в 40-е, настолько не нравилось работавшим с ним музыкантам, что в итоге остался один Тэйлор. Остальные разбежались. Музыка Silver Apples исследовала межзвездные пульсации и гудки, монотонные ритмы и электронные мелодии за много лет до того, как подобные идеи стали общим местом.

Кроме них стоит упомянуть неутомимых экспериментаторов, юмористов и любителей абсурда The Residents c их гитарным нойзом и городскими шумами . Вот образчик их творчества

А также Sand, которые могли бы стать одним из потерянных курьезов звукозаписи, если бы их вновь не открыл Дэвид Тибет из Current 93. Стиль Sand - это эмбиент. Причем ещё до того как его "изобрел" Брайан Ино.

Впрочем, первые альбомы и The Residents и Sand вышли в 1974 году. А этот год называют датой рождения непосредственно стиля industial, хотя сам термин появился двумя годами позже.

Именно в 1974-ом сделали свою первую запись легенды индастриала Cabaret Voltaire (позже эти записи были изданы в 1981 году вместе с другими на кассете). В том же 1974-ом будущие музыканты ещё одних легенд, группы Throbbing Gristle, Дженезис Пи-Орридж (Genesis P-Orridge - настоящее имя Neil Megson) и Кози Фанни Тутти (Cosey Fanni Tutti - настоящее имя Christine Newby) в составе авангардной импровизационной группы COUM Transmissions записали саундтрек к одному из своих перформансов под названием «Throbbing gristle». А в 1976 году Дженезис Пи-Орридж и Кози Фанни Тутти вместе с присоединившимися к ним Питером Кристоферсоном (Peter Christopherson) и Крисом Картером (Chris Carter) организовали лейбл Industrial Records. Термин же «industrial music» Пи-Орридж объяснял некоей иронией в его созвучии со словосочетанием "музыкальная индустрия" и желанием обновить рок-н-ролл, бывший музыкой эпохи блюза и рабства, до индустриальной эры. Кроме того, индустриальные шумы действительно были частью звуковой палитры групп, игравших индастриал.

Первой пластинкой, изданной на Industrial Records, стала LP Throbbing Gristle «Second Annual Report» (1977). На ней помимо вступления были записаны несколько частей авангардно звучащих композиций с чудесными названиями "Приманка для слизняков" и "Смерть Личинки", а также 20-минутный саундтрек к короткометражному фильму, сделанному ещё во времена COUM Transmissions.

Ютуб-канал Worried Tunes

Первое же полноформатное творение Cabaret Voltaire "Mix-Up" вышло в 1979 году и было в целом менее авангардным и более дружелюбным к слушателям. В представленной ниже композиции можно найти и вполне себе панковские мотивы.

Ютуб-канал Cabaret Voltaire – тема

Из первой волны индустриальных коллективов стоит отметить ещё Einstürzende Neubauten. Они воплощали индустриальную музыку в самом буквальном смысле этого слова. Немецкая группа стала одним из первооткрывателей жанра у себя в стране, используя смесь авангардной гитары с белым шумом, абразивный вокал и лязгающий ритмичный шум, производимый ударной секцией, состоящей из строительных материалов, электроинструментов, битого стекла и различных металлических предметов.

Видео канала 1966TheDoors

Об индустриальных группах первой волны из других стран и дальнейшей судьбе стиля в продолжении - "Industrial. Часть 2"