Маргарет Корт родилась в 1942 году в сельской Австралии в семье сотрудника фабрики по производству сыра Лоренса Смита. Теннисом она занялась стихийно – по соседству с домом Смитов был теннисный клуб, куда Маргарет начиная с восьми лет пробиралась вечерами, когда корты уже пустовали. Так ее заметил сотрудник клуба Уэлли Руттер, который стал ее первым тренером.
Параллельно Смит занималась бегом и была кандидатом в олимпийскую сборную, пока не выбрала теннис. 13-летнюю Смит увидел многократный чемпион «Шлемов» Фрэнк Седжмен и, по легенде, сказал ей, что она может стать первой австралийской чемпионкой «Уимблдона».
В 16 лет Смит переехала в Мельбурн, чтобы продолжить теннисное образование, через год выиграла свой первый «Шлем» на Australian Open, а потом – еще 23 одиночных, 19 парных и 21 – в миксте. Через десять лет после победы в Мельбурне Смит стала первой женщиной Открытой эры, выигравшей календарный Большой шлем, а к окончанию карьеры в 1977-м – единственным игроком в истории, побеждавшим во всех разрядах всех «Шлемов» минимум дважды.
В 1967-м выйдя замуж за Барри Корта из политической династии Западной Австралии, Корт позднее трижды возвращалась в теннис после рождения детей. Финал «Уимблдона»-1971 стал единственным шлемовым финалом Отрытой эры, который Корт проиграла, – тот турнир она проводила, будучи беременной впервые. Всего, уже в будучи матерью, Корт выиграла три одиночных «Шлема», что после нее удавалось только Ким Клийстерс.
Корт стала одной из первых теннисисток, целенаправленно занимавшихся физической подготовкой и тренировавших выносливость, – за это ее прозвали Австралийской амазонкой. За непробиваемость у сетки соперница Билли Джин Кинг называла ее Рука (The Arm) – прямо как пару десятилетий спустя ее соотечественницу супермодель Эль Макферсон назовут Телом (The Body). В 2010 году мельбурнская Herald Sun провозгласила Корт – с ее рекордными 24 одиночными «Шлемами» – величайшей теннисисткой всех времен.
В конце 60-х Корт была награждена орденом Британской империи, в конце 70-х – введена в Международный зал теннисной славы, в 2003-м в честь нее был назван один из кортов Australian Open, и вместе с Родом Лэйвером она появилась на почтовой марке, а в 2006-м ITF вручила ей награду за «продолжительное и выдающееся служение игре». В профиле Корт на сайте Зала теннисной славы говорится, что, пожалуй, ни один человек в истории всего мирового спорта не доминировал в своем виде так, как она.
Хоть в лучшие годы и проиграла пенсионеру
Деталь биографии Корт, о которой говорят редко, – ее поражение в оригинальной Битве полов – выставочном матче 1973 года против глорихантера Бобби Риггса. 30-летняя Корт тогда взяла у 55-летнего Риггса три гейма, объяснив потом, что не была готова к фестивальной атмосфере матча («Я привыкла играть на «Уимблдоне», где слышно, как падает иголка»).
Еще важнее, что четыре месяца спустя соперница и ровесница Корт Билли Джин Кинг Риггса обыграла, и именно тот матч вошел в историю как главная Битва полов и почти 40 лет оставался самым массовым теннисным матчем в истории (пока в 2010-м Серена Уильямс не играла в Бельгии с Ким Клийстерс, а в 2019-м – Роджер Федерер с Сашей Зверевым в Мехико. В 2017-м об этой истории вышел фильм с Эммой Стоун и Стивом Кареллом.
Потом ударилась в (немного странную) религию
Корт, воспитанная в католичестве, всегда была религиозной. Еще по ходу теннисной карьеры, однако, она пережила кризис веры, который привел ее в позднепротестантское течение пятидесятничества.
Считается, что пятидесятничество возникло в начале XX века в Лос-Анджелесе на базе одной из религиозных общин, где практиковалось так называемое «говорение на языках», или глоссолалия – произнесение во время молитвы нечленораздельных звуков. В доктрине пятидесятничества глоссолалия закрепилась как проявление единения верующего со Святым Духом, тождественное тому, что апостолы пережили на 50-й день после воскресения Христа (когда на них сошел Святой Дух). Как следствие – пятидесятнические службы могут выглядеть очень своеобразно.
В конце 70-х Корт, уже закончившая с теннисом, оказалась в глубокой депрессии и пыталась избавиться от нее специальной пятидесятнической практикой, которая искала «демонические влияния» в прошлом верующего. В случае Корт демоном оказалась ее профессиональная гордыня. Прежде чем пойти на поправку, в 1979-м Корт страдала от бессонницы и была госпитализирована по целому ряду причин вплоть до повреждения сердечного клапана. Выйдя из больницы, она по-настоящему нашла себя в одном из течений внутри пятидесятничества при обстоятельствах, имеющих отношение к язве желудка ее мужа.
В начале 80-х Корт получила теологическую степень образовательного центра в Перте, в начале 90-х стала «преподобной Маргарет Корт», после чего основала собственный приход (Margaret Court Ministries), специализировавшийся на исцелениях путем веры. Затем Корт пошла дальше и основала собственную церковь, название которой можно перевести как «Центр победы жизни». На ютуб-канале церкви – проповеди самой Корт, молитвы против артрита и головных болей от ее дочери Марики, а также музыкальные номера вроде «Я желаю Иисуса». В 2010-м церковь Корт стала международной, и сейчас у нее есть собственный телеканал, библиография и мерч, а еще она принимает онлайн-заявки на молитвы. Сколько в церкви прихожан, сказать трудно (посещений в фейсбуке – 5 500), но, по словам Корт, среди них представители целых 35 «культур».
А потом – в антигей-пропаганду
Общественная деятельность Корт всегда была очевидно социально-политической. Еще в 1994 году, выступая в австралийском парламенте, она назвала гомосексуализм и аборты богопротивными вещами и с тех пор никогда свою позицию по этим вопросам не смягчала. Она выступает против любых законодательных инициатив по расширению прав сексуальных меньшинств в Австралии и называет легализацию однополых браков «совершенно неприемлемой», а однажды объявила бойкот авиакомпании, такие браки поддержавшей.
Важно понимать, 77-летняя Корт не воинствующий гомофоб, – она не клеймит ЛГБТ-сообщество позором и не грозит ему ни преследованием, ни даже муками ада. Свои выступления она вообще фокусирует не на них (будто специально стараясь не наделять их человеческими чертами), а на собственной приверженности традиционным ценностям. Она как бы говорит: у меня нет проблемы с геями и лесбиянками, пока они знают свое место и не пытаются интегрироваться в нормальное общество. Но поскольку современное общество зациклено на толерантности, они это делать пытаются, а это недопустимо. Взгляд дискриминационный и не в духе времени, но и не такой дремучий и хейтерский, каким его пытаются представить некоторые активисты.
«Ты отстаиваешь семейные ценности, а тебя за это преследуют, – сказала Корт в 2017-м. – Ты не пропагандируешь ненависть. Наоборот, ты любишь людей, но все выставляют по-другому. Да, я считаю, что брак – это между мужчиной и женщиной.
Я знаю, что есть места, где законы на этот счет изменились. Но суть осталась. Я ничего не имею против самих людей, просто я отстаиваю семью в ее библейском смысле».
А теннис такое очень не любит
Но как бы «просто» Корт ни отстаивала традиционную семью, в теннисном сообществе поддержки ей не видать. И дело даже не в том, что много теннисисток прошлого и настоящего предпочитают женщин, а в том, что теннисисты – патологические индивидуалисты, а значит, всегда выступят за свободу самовыражения, будь то право спать с кем угодно или набивать мяч перед подачей по 138 раз. Вот и получается, что даже большой консерватор Джон Изнер авиабойкот Корт прокомментировал словами «может, не стоило так размахивать своими убеждениями», Светлану Кузнецову, как это часто с ней бывает, эмоции увели немного в сторону, а Мартина Навратилова (однажды сделавшая своей девушке предложение прямо на US Open) так вообще обвинила Корт еще и в расизме.
Сама Корт своему делу тоже помогает далеко не всегда. Так, однажды она в австралийской прессе в качестве негативного примера использовала семью соотечественницы Кейси Деллакуа – семикратной финалистки «Шлемов», воспитывающей троих детей со своей партнершей.
На волне скандала с авиакомпанией Деллакуа в твиттере запостила ту заметку – и игроки обоих полов мгновенно встали на ее защиту. Не прибавила Корт сторонников и ее отсылка к Гитлеру и коммунистам, у которых якобы агрессивные сексуальные меньшинства якобы переняли техники промывания детских мозгов, – равно как и совершенно неуместное напоминание о 24 ее «Шлемах».
На фоне разбушевавшейся медиабури появились призывы убрать имя Маргарет Корт с арены Australian Open (носит его с 2003-го). Ассоциация тенниса Австралии традиционно дистанцируется от Корт, но это просто потому, что стадион (и право называть его) принадлежит не им, а правительству штата Виктория. Образцом великодушия в этой ситуации выступила та же Билли Джин Кинг: она сказала, что считает слова Корт обидными и несправедливыми, но ее теннисных заслуг они не умаляют, а значит, нужно оставить арену в покое. (Еще более любопытно, что арена вообще получила имя Корт во многом по инициативе Кинг.)
Гораздо более странным выглядит молчание Женской теннисной ассоциации (WTA), особенно если вспомнить, какой отпор она несколько лет назад дала Сергею Стаховскому, – а ведь он никого с Гитлером не сравнивал. Впрочем, нынешнее руководство WTA не отличается решительностью и, наверное, не захотело делать проблему там, где ее можно сделать вид, что ее нет.