Да, эта статья тоже относится к Столетней войне и истории Англии в целом. Хотя говорить мы будем про отдельного человека, даже не голубых кровей.
Эта статья одна из тех, что разобьет стереотип о том, что карьерных высот мог достичь только обеспеченный или родовитый человек. Конечно, родственные связи играли большую роль в достижении цели, но было порядочное количество людей, поднявшихся с самого низа, как некоторые Папы Римские, например...
И сегодня речь об одном таком счастливчике- Бертране дю Геклене.
Говорит вам что-то это имя? Если вы не знаток медиевистики (или не играли в Age of Empires II), то скорее всего нет. Ладно, а может Вы просто много читаете и вообще молодец =) А вот французы чтут его наравне с Орлеанской девой.
Его отец был мелким землевладельцем, имел 10 детей, так что ни о каком серьёзном наследстве речи не шло. По характеру драчливый и задиристый, он пережил Черную Смерть - после чего сражался за Францию. В 35 лет он получил заветные рыцарские шпоры - что для бывшего простолюдина успех, ведь , бывало, даже оруженосцы из благородного рода могли вообще не дождаться заветных шпор.
За все заслуги его повышают до генерал-капитана Нормандии, и это был удачный выбор. Поднявшись из деревенщин, Бертран быстро нашёл язык даже с рутьерами. Безупречности он не изображал, зато тактиком был хитрым. Да таким, что вернул крепости на Сене, и французы теперь смогли по ней передвигаться.
Когда не стало Иоанна, новый король даёт генералу полную свободу действий в районе Сены, а всего через год тот получает графство Лонгвилль, и вот Бертран уже граф! Правда, титул нормально он не смог принять, потому что на тот момент назначения был в плену у англичан и ждал, когда его выкупят.
После плена Бертран отправился в Испанию. Хоть и шла война с Англией, Карл V все же решился свергнуть Кастильского короля. Тот уморил в тюрьме нелюбимую жену Бланку, которая была родственницей Карла. Да и был претендент на трон, которому Франция покровительствовала. Чтобы не вызывать подозрения у Рима, этот поход формально затевался с целью помочь в изгнании мавров.
Реальная цель похода была достигнута, и в благодарность новый кастильский король Энрике сделал Бертрана ещё и герцогом.
Всё было бы хорошо, но вмешались англичане, заключив соглашение со свергнутым королём Кастилии, и их армия взяла курс на Испанию, где нанесла поражение французам и новому правительству Кастилии, а Бертран снова попал в плен.
Чувство дежавю? Охотно верю, ведь что-то подобное вы уже читали в статье про битву при Наваретте.
Его Чёрный принц принял со всеми почестями, но отдавать не торопился. Тогда Бертран эпатажно объявил себе цену в 100 тысяч флоринов (нереальная сумма тогда), так что пришлось торговаться на понижение. Француз называл все это безобразным торгашеством и , как мог, откровенно троллил англичан. В конце концов была названа сумма в 60 тыс. флоринов. Что угодно, лишь бы скорее избавиться от этого проходимца!